Анализ государственных расходов в области развития культуры
В условиях социализации рыночной экономики в России на финансирование социально-культурных мероприятий ежегодно направляются значительные бюджетные средства. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, так как способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. В результате доля средств, направляемая через государственный бюджет на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, увеличивается быстрее, чем на отрасли производства. Таблица 1 Динамика численности учреждений культуры и искусства и количества средств массовой информации [5]
По данным таблицы 1 можно сказать, что за последнее двадцатилетие количество учреждений культуры и искусства в целом имеют тенденцию к увеличению, однако их посещаемость значительно снижается. Так, численность зрителей в театрах за рассматриваемый период снизилась на 40 %, численность зрителей в цирках на 47,5 %, а количество посещения музеев — на 29,3 %. Что касается средств массовой информации, то здесь наблюдается обратная тенденция. Количество издаваемых книг и брошюр, журналов, газет и других периодических изданий увеличилось в два-три раза. Однако государство должно продолжать увеличение роли в поддержке социально-культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государственного бюджета. Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных и наиболее предпочтительных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержании профессиональной квалификации. Поэтому в данной сфере необходима поддержка государства в части проведения эффективной политики для поддержки и развития данных сфер человеческой деятельности.
Динамика количества учреждений культуры за 1991–1999 гг.
1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения (рисунок 1). Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения с деятелями искусства на рыночных принципах. Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре, существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса. Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Так, за период с 1991 по 1999 гг. доля расходов на культуру и средства массовой информации в структуре федерального бюджета России составляла в среднем 1,2–1,6 % [2]. Проблемы финансирования сферы культуры привели к тому, что динамика бюджетных расходов на культурные нужды показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок учреждений культуры заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления функции данных учреждений, а даже, в первую очередь, — для социально- культурной. Проблема формирования финансовых ресурсов является ключевой для культурной сферы как в 1990-е годы, так и в настоящее время. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий по социальному и культурному развитию необходима координация и концентрация денежных средств хозяйствующих субъектов, бюджетов и привлеченных средств населения. Важное место среди источников финансовых ресурсов регионов принадлежит тем, которые непосредственно формируют доходную базу субъектов Федерации и местных самоуправлений, так как в территориальных бюджетах и бюджетах муниципальных образований сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу.
Похожая статья:Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП Таблица 2 Динамика расходов бюджета расширенного правительства на культуру, кинематографию и средства массовой информации
Из данных, полученных в таблице 2, можно сделать выводы о том, что практически при стабильном росте общего объема ВВП (за исключением 2009 г.), общей суммы расходов консолидированного бюджета, а также расходов консолидированного бюджета на культуру, кинематографию и средств массовой информации государственная и структурная доли расходов до 2009 года имели тенденцию к увеличению, а после 2009 г. стали неуклонно снижаться. Это связано с начавшимся в 2008 году мировым финансовым кризисом, вследствие которого в стране с 2009 года появился бюджетный дефицит, сокращение которого представлялось возможным за счет снижения государственных расходов, в частности и расходов на социально-культурные мероприятия. Так, если за период с 2005 по 2009 гг. доля государственных расходов в ВВП увеличилась почти на 10 % до уровня 41,4 %, то за последующие два года данный показатель снизился практически на 5 %. Также в качестве отрицательных последствий мирового финансового кризиса на функционирование сферы культуры в России можно отметитьрезкое сокращение средств спонсоров и меценатов в сферу культуры, а также падение спроса на услуги организаций культуры. Что касается доли расходов консолидированного бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации, то данный показатель после начала мирового финансового кризиса снизился на 0,18 % до уровня 0,66 %, что на 0,07 % ниже того уровня, который представлен в начале отчетного периода (в 2005 г. структурная доля составляла 0,73 %). Согласно Концепции-2020 расходы на культуру и кинематографию достигнут к 2020 г. 1,5 %от ВВП. Таблица 3
|