Студопедия — СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.






Индивид (от лат. individuum — неделимое) — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой щр, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как 59 личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация). Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками — все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете — ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.

2.ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности - материальная или идеальная - является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos - один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis - двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов - от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах - объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека - бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель).

4.СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКФИИ ФИЛОСОФИИ,ЕЁ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ. Философия занимает особое место в культуре, являясь и тем «фокусом», в котором сходятся все другие области познавательной и практической активности человека, и своего рода общим источником для всех этих форм интеллектуальной, общественной деятельности человека. В ходе дискуссий определились крайние позиции: панфилософская, согласно которой философия является «наукой о науках», вбирает в себя все богатство других наук, обобщая их содержание (что в действительности является верным только для периода античности)
позитивистская, утверждавшая, что философия как наука была необходима лишь в условиях, когда специальные науки были недостаточно развиты, теперь же она исчерпала себя, а ее предмет «разобрали» конкретные науки. Тем самым необходимо прояснить проблему соотношения философии и науки. Сциентизма считают научным исключительно строго рациональное познание в том понимании, какое оно имеет в естественнонаучной области, отвергая познание, не имеющее строго рациональной формы, не формализованное. Достоверным считается лишь знание, подтверждаемое строго научными доказательными методами (наблюдением, опытом, экспериментом). Сциентисты считают, что подобного критерия достоверности философского знания не существует, тем самым философия не может считаться наукой.
Иррационалистическая точка зрения, утверждающая философию как высшую науку, постигаемую только интуитивно, иррационально, отвергающую какие бы то ни было научные методы для решения философских проблем. Проблема, однако, не решается так однозначно, ибо философия и наука находятся в сложных отношениях — не совпадая абсолютно, но и не отличаясь абсолютно. Хотя философия не может строиться по естественнонаучному образцу (несмотря на это, существовали неоднократные попытки претворить подобную цель в жизнь — например, попытка голландского философа XVII в. Спинозы представить философское знание в виде геометрического знания с теоремами и доказательствами), она имеет свой предмет, метод, категориальный аппарат, свою меру точности и доказательности, и, подобно науке, имеет целью построение объективного знания, нахождение объективной истины. Философия способна осуществлять процесс обобщения, интеграции знаний. Как и в других науках, в философии нераздельны интуиция и логически мыслящий разум. Различия философии и науки заключается в том, что философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств.
Мировоззренческая функция - вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи». Методологическая функция - философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. При этом, в отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук. Аксиологическая функция - предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей. Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. Прогностическая функция - формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания.
Интеллектуальная функция - развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами.

 

 

7.ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Др. гр.ф (дгф) влзникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.
ФАЛЕС. конец 7 начало6 вднэ. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов. Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр. Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вороса о роли колич. стороны явл. природы. Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры.(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха.Гераклит Эфесский Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм – Бог = природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония.

 

8.КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Сократ, Платон, Аристотель. Сократ, совершивший поворот в греческой философии от проблем Космоса к проблемам человека: вопросам жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, счастья. Логическое продолжение идей Сократа в трудах Платона, учение об идеях которого - отрицательная реакция на атомизм Демокрита и первая форма объективного идеализма. Учение о государстве у Платона. Критика платоновского объективного идеализма Аристотелем. Социально-философская проблематика у Аристотеля и Платона. В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (ок. 470 — 399 гг. до н. э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из «сократических сочинений» Платона. По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь явилось то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.
Сократ и начинает свою философию с фиксации этического момента, в некоторых случаях едва не отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот) и тем самым предельно сближая предметы философии и этики. Новым в учении Сократа являлось и то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики является, безусловно, шагом вперед, сделанным Сократом по сравнению с его предшественниками. Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427 — 347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма. Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Земные, материальные, несовершенные, преходящие предметы — лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентированна не на формирование совершенной личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества, а отсюда — и на создание идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека. С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик — Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал лишь поэтическими метафорами, пустыми абстракциями. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей: «невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность». По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета. Так, форма кирпича, по его мнению, по отношению к самому кирпичу — форма, а по отношению к форме дома, который из него построен, — материал. Неорганическая природа, сама по себе, — форма, но она же — материал для органической и т. д. Лестница форм идет от низшей к высшей природе. На каждой следующей ступени — больше формы и меньше материи. И наконец, есть такая высота, на которой форма не имеет материи (здесь Аристотель противоречит сам себе, допуская форму без материи). Это — форма форм, высшая форма, которая, согласно философу, является корнем всех существующих форм и высшим совершенством, целью каждого предмета. Поскольку форма предмета — это его мысль, то форма форм, по его мнению, — смысл всей действительности. В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству

 

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 269. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия