ВТОРОЙ ТУР
Мизансцена меняется. Дело переносится уже на Малую сцену. И комиссия увеличивается. Рекомендуя абитуриента на третий тур — пропускать или не пропускать, — чью-то судьбу решаем сразу после десятки, а относительно кого-то тянем до последней минуты, давая себе еще одну возможность подумать, оставляем фамилию в своих списках «до конца дня». Колебания, колебания… Второй тур — это еще более углубленное изучение личности поступающего. Но это и изучение профессиональных возможностей абитуриента. Каков, скажем, диапазон голоса у юноши или девушки? Или диапазон возбудимости? Диапазон заразительности, наличие воображения, фантазии и т. д. На втором туре нужно уже не просто расслабить, освободить абитуриента от скованности — нужно «раскачать» его. А это не так просто. Очень помогают, наряду с другими приемами, музыкальные задания. Они ведь нужны не только для изучения вокальных или танцевальных возможностей поступающего. Музыка «раскачивает» весь творческий организм абитуриента. Задания, задания… — Сережа, подойдите ближе, еще ближе, совсем близко, читайте негромко… шепотом… Не торопитесь… С паузами… — Татьяна, отойдите дальше, еще дальше, в самую глубину… Вас не слышно! Громче… Еще громче. В три раза громче… — Михаил, сядьте, пожалуйста, поближе к нам, к столу… Расскажите-ка еще раз, зачем все-таки вы хотите стать артистом… — Кирилл, станцуйте нам, пожалуйста, адажио… Можно с Машей… Да, из «Лебединого озера»… — Алеша, побудьте, пожалуйста, зайцем… а теперь черепахой… а теперь пауком… а попробуйте петилопой… Что это за зверь? А вы не задумывайтесь, играйте петилопу все. Мы и сами ее никогда не видели… — Андрей, вот вам ситуация: вы — вещий Олег. Пришли на могилу своего копя, видите его череп… И вдруг!.. Да, «из мертвой главы гробовая змея, шипя, между тем, выползала». Действуйте… Смелее!..
ЗАПИСИ НА ВТОРОМ ТУРЕ
«Скучноват. Глаза? Тусклый!.. Рыжая, все в восторге, что она, мол, возбудима… Голос +, конкретность +, характер?.. Трагичности нет. В Мандельштаме иллюстративен… Играет на флейте, искренна, но чудовищный страх… Пусть подрастет… Надоедает… Рациональна… Глуп (глупо читает Светлова)… Что-то прокисшее в ней, как выразился Галендеев… ?.. Оставить до конца дня… Закрывает глаза. Психопат?.. Пискля… Тусклый… Бывает красив… Неритмичное дыхание… Есть какая-то острота. Недостает смешного, трогательного… Маленький… Стоит — жлоб, начинает читать — не жлоб… Пропустить дальше по просьбе брата, выпускника прошлого курса… Что-то в ней есть, смотреть на третьем туре… +, но студентам-режиссерам всем почему-то не нравится… Перестала нравиться, но для танца вышла полуголая, в купальнике, и наивно искала, куда включить шнур магнитофона, подкупила своей непосредственностью… Одно плечо выше другого. Всем правится… Посмотреть в отрывках (Галендеев прав…). Раньше казалось — нет самосознания, теперь — есть самосознание… Абстрактна… Нет настоящего обаяния… Любит собак, но лоб —?.. Зажат… Лучше стал во всем… Маленький резкий голос, сильная мутация. Кот в мешке… Оставить до конца дня… Мелкое лицо и вообще не возвышается… В резких красках противен… Суетится, стала чирикать, нет голоса… В этюдах стал почему-то грузинов вдруг играть… Делал пародии на педагогов, на Ельцина…» Надо сказать, что в этих записях, в основном, все новое, то, что раньше замечено не было. Отмечу также, что во второй тур вошло и чисто музыкальное испытание — абитуриенты пели, танцевали, импровизировали под музыку. Но вот и второй тур позади.
ОСТАЛОСЬ 45 ЧЕЛОВЕК
Это уже немного, но все же в два раза больше, чем надо. Они должны будут предстать перед нами на третьем туре ровно через педелю. Эта неделя похожа на хороший, неторопливый (однако с ускорением) разбег для решающего прыжка. В эту неделю должно быть проделано много работы. Абитуриентам предстоит трудиться над отрывками, которые мы им объявляем через два-три часа после окончания второго тура. Это будет их главным практическим испытанием. Но у них много и других дел. Тут и движенческая проверка, и психологическое обследование, и медицинская комиссия, и коллоквиум.
|