Андо-цезские народы• Конституция 1976 г. устанавливает либерально-демократическую систему, гарантирует всеобщее голосование, разделение властей, политический и идеологический плюрализм. В 1982, 1989, 1992, 1997, 2001, 2004 и 2005 г.г. в Конституцию вносились изменения, не затрагивавшие, однако, ее фундаментальных положений
• Португалия – полупрезидентская республика, в которой власть разделена между президентом, парламентом и правительством. Президент имеет право вето на законы и декреты правительства (в случае, если против вето высказываются не более 2/3 парламента. У президента есть право роспуска парламента и назначения новых выборов. Вместе с тем при назначении главы правительства президент обязан согласовать его кандидатуру с партиями, представленными в парламенте. Членов кабинета министров президент может назначать и освобождать от должности только по предложению премьер-министра.
• Второй важнейший орган власти в Португалии – однопалатная Ассамблея республики (парламент).Правительство ответственно перед парламентом. В результате вносимых в Конституцию изменений роль Ассамблеи республики постоянно возрастает.
• Третий важнейший орган власти – правительство – имеет исключительные права на разработку законов, касающихся его собственной деятельности. Важнейшая прерогатива правительства – разработка и одобрение бюджета. Премьер-министр – ключевая фигура в определении основных направлений экономического развития.
10. Партийная система • В партийной системе со второй половины 1980-х годов доминирующие позиции занимают правоцентристская социал-демократическая партия и левоцентристская социалистическая. Вместе они контролируют примерно 80% электората. Значительно уступают им по степени влияния правоконсервативная Народная партия (раньше она называлась социал-демократический центр) и коммунистическая партия.
• Примечательная особенность политической жизни Португалии – «сосуществование» президента и правительств различной политико-идеологической ориентации.
11. Глобальный кризис и политическая система Португалии • В 1990-е годы португальская экономика и социальная сфера успешно развивались благодаря эффективной деятельности малого и среднего бизнеса, а также финансовой поддержке ЕС. Была достигнута высокая степень социальной защищенности, произошла подлинная революция в сфере образования.
• В годы кризиса стало очевидно, что существующая модель социально-экономического развития исчерпала себя. Португалия ныне входит в число самых неблагополучных стран Европы. Проводимая властями политика жесткой экономии резко повышает уровень социально-политической конфликтности в обществе. Растет разочарование в политике и политиках, дистанцирование от них. Андо-цезские народы Андо-цезские народы являются субэтнической группой аварского народа. Общее название андо-цезские народы объединяет следующие субэтнические группы: (андийские — андийцы, ахвахцы, багулал, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндал, чамалал; цезские — цезы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины), общая численность которых составляет 55-60 тысяч человек. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты. Занимают замкнутые горные ущелья Дагестана. Андийцы (андал, андии, самоназвание — гъваннал). Численность в Российской федерации - 11 789 человек. Живут в Ботлихском р-не, в котловине, образованной Андийским хребтом и его отрогами (гл. селение — Анди), ранее, по топонимическим данным, жили также по течению р. Андийское Койсу. Верующие — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Известны по упоминаниям с I в. н.э. Семь селений андийцев были объединены в Андийский союз («Андийское вольное общество»), два селения (Муни и Кванхидатль) — в аварский союз «Технуцал». В XIV-XV вв. существовало Андийское шамхальство. Сохраняют значение родственные (в прошлом эндогамные) объединения (тухум). Арчинцы (авар. — рочисал, арчисел, самоназвание — аршиштиб). Живут в основном в высокогорных районах в бассейне р. Хатар (Чародинский р-н, главное селение — Арчи), а также в Лакском, Гунибском районах, Махачкале, Кизляре и др. Численность - 12 человек по переписи 2010 года, что говорит о высокой степени интеграции арчинцев в аварский этнос. Говорят на арчинском языке, распространены также аварский, и русский языки. Верующие — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Впервые упоминаются в исторической хронике Мухаммеда Рафии (XIV-XV вв.). В XVII-XVIII вв. подчинялись казикумухским ханам. В начале XIX в. Арчинское сельское общество входило в единый союз с аварцами под главенством Дусрахского (Рисорского) общества. Сохраняются эндогамные патрилинейные родственные объединения (тухумы). Традиционная культура типична для народов Кавказа. Главные праздники — весенний день Первой борозды (анс детIмул), летний день выгона скота на летние пастбища (къелиши оъхъмул), осенний скотоводческий праздник (гIеги бумул). Фольклор близок к аварскому. Развита обработка шерсти (характерны паласы ‘бamIи’ с шерстяным начесом), резьба по дереву с трехгран- но-выемчатым орнаментом. Ахвахцы (авар. гIахъвалал, самоназвание — ашвадо). Численность 7 930 человек. (2010, перепись). Делятся на северных (цунта-ахвах — по правым притокам р. Андийское Косу на сев.-зап. склонах Богосского хр., Ахвахский р-н) и южных ахвахцев (ратлу-ахвах — по левым притокам р. Аварское Койсу на юго-вост. склонах Богосского хр., Шамильский р-н). Живут также на Кумыкской плоскости между реками Терек и Сулак (Кизилюртовский и Бабаюртовский р-ны). 2 тыс. чел. (2000, оценка) живут на севере Азербайджана (в основном в селах Ахвах-дере, Кабахчу, Закаталы и Джар). Говорят на ахвахском языке, распространены также аварский и русский языки. Верующие — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Входили в Дидойский союз, после его распада в XV-XVI вв. образовали Ахвахское вольное общество. Ок. XVII в. южные ахвахцы вошли в состав аварского общества Гидатль. В XVII в. часть ахвахцев переселилась на север современного Азербайджана. К концу XVIII в. приняли ислам. Традиционная культура типична для народов Кавказа. Сохраняются родственные объединения — тухумы, архаические обряды (ритуальное опахивание женщинами селения при падеже скота, ритуальный бег юношей для прекращения дождя и др.). Багулал (багвалалы, багвалинцы, кванадинцы; самоназвание — багулал). Живут на северных склонах Богосского хр. (Цумандинский и Ахвахский р-ны), а также в с. Чало и др. в Кизилюртовском, Хасавюртовском и Кизлярском р-нах. Численность - 5 человек по переписи 2010 года, что говорит о высокой степени интеграции багуалалов в аварский этнос. Говорят на багва-линском языке, распространены также аварский и русский языки. Верующие — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Входили в Дидойский союз. После его распада в XV в. объединились в союз Багулал с центром в с. Хуштада. К XIX в. у багулал утвердился ислам. Традиционная культура типична для народов Кавказа. Были известны одноэтажные однокамерные дома с очагом в центре, мужские собрания (гьоркьо рухъ букв. — мужской дом). В женской традиционной одежде преобладал черный цвет. Развиты обработка шерсти (ткачество, сукноделие, валяние войлока, вязание носков), серебра (оружие, мужские поясные наборы, женские украшения), резьба по камню (надгробия). Из фольклорных жанров известны сказки, песни (лирические, обрядовые, бытовые, трудовые, исторические), танцы, исполнявшиеся группами мужчин и женщин (харазул, гъик1аба, эшалуб) и др. Бежтинцы (самоназвание — бежтины) относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана, живут также в Грузии. Численность 5 958 человек. Верующие — мусульмане-сунниты. Первое из известных нам документов упоминание бежтинцев относится к X в. в форме «земля Кафучи», по одному из их самоназваний. Входили в состав военно-политического союза Дидо, с XV в. — в Анцухо-Капучинский союз конфедерации Антль-Ратль. Основные традиционные занятия — отгонное скотоводство и пашенное земледелие. Разводили овец дидойской, аварской, андийской, тушинской и карачаевской пород, крупный рогатый скот, коз, лошадей. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, полбу, овес, бобовые, чеснок, лук, табак. Землю унавоживали. Было распространено отходничество — уезжали на заработки в Грузию, Азербайджан, Кабарду, Карачай. Из-за малоземелья была распространена большая семья. При переезде в другие районы семья становилась малой по числу поколений, проживавших в одном дворе. Пища бежтинцев разнообразна — мучная и мясомолочная. Основные продукты: мука, толокно, крупы, мясо, колбасы, курдюк, молоко, масло и т.д. Традиционные блюда: хинкалы, лепешки, пироги типа чуду с мясом, зеленью, творогом и др. Развиты обработка шерсти (ткачество, сукноделие, валяние войлока, вязание носков), серебра (оружие, мужские поясные наборы, женские украшения), резьба по камню (надгробия). Из фольклорных жанров известны сказки, песни (лирические, обрядовые, бытовые, трудовые, исторические, историко-героические), пословицы, поговорки, танцы, исполнявшиеся группами мужчин и женщин. Ботлихцы (самоназвание — буйхади) — коренное древнейшее население Дагестана. Численность 3 508 человек, по переписи 2010 года. Занимают селения Ботлих и Миарсо, расположенные в долине р. Андийское Койсу, и два небольших хутора — Ашино и Анхо. Ботлихцам в средние века была известна письменность аджами на арабской графической основе. Верующие— мусульмане-сунниты. Говорят на ботлихском языке. Распространены также аварский и русский языки. В I тыс. н.э. ботлихские общества входили в политическое объединение Дидо. После его распада Ботлихское общество вело самостоятельную политику, влияя на события не только в Дагестане, но и в Закавказье. Несмотря на то что ботлихцы были знакомы с исламом с VII—VIII вв., в их среде продолжали доминировать синкретические христианско-языческие культы. Принятие ислама основной частью ботлихцев и прежде всего группами, наделенными властью, относится к XV в. Тем не менее в быту долго сохранялись древние ритуалы доисламского периода. Ботлихское общество является носителем развитого земледельческого быта, отличающего его от многих социумов Дагестана. Здесь высокого уровня достигло садоводство (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, груши, грецкий орех), виноградарство, террасное земледелие, а также выращивание технических культур — конопли, льна. Несмотря на малоземелье, в Ботлихе разводили всех известных в Дагестане домашних животных—лошадей, ослов, крупный рогатый скот, овец и коз. Главное селение ботлихского народа Ботлих стало центром ремесла и торговли. Ботлихское жилище было монументальным — каменным с несколькими этажами. Пищу готовили в специальных печах (кор и цIуй). По границам обществ строились сторожевые башни. В каждом поселении имелись мечети. Ботлихский фольклор представлен разнообразными жанрами: предания, сказки, исторические и историко-героические песни, эпические сказания, детский фольклор, малые жанры фольклора и др. С позднего средневековья в Ботлихе существовали мусульманские школы, в XIX в. были открыты российские полусветские школы и первое в Нагорном Дагестане училище. Гинухцы (самоназвание — гъенозё) — один из древнейших народов Дагестана, близкий аварцам. численность443 человека. Относятся к цезским народам. Говорят на гинухском языке. Верующие— мусульмане-сунниты. Основное место проживания — бассейн р. Андийское Койсу, склон горы Охтлъо, сел. Гьино, или Гинух. Известны по грузинским источникам раннего средневековья. Входили в политическое объединение Дидо. Гинухцы еще в раннем средневековье подверглись христианизации. Начиная с позднего средневековья к ним начал проникать ислам. Гинухцы издревле славились развитыми навыками разведения овец, коз, лошадей, крупного рогатого скота. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, овес, сажали лук, чеснок, табак. Разводили пчел. Домашние ремесла гинухцев достигли высокого уровня развития: выделка шерстяного сукна, изготовление войлока, кузнечное дело и др. Многие изделия традиционного ремесла носили товарный характер. Жилища гинухцев были двухэтажными с двускатной крышей или плоской кровлей. Части некоторых домов были объектами художественного творчества. Основой пищи являлись продукты хозяйственной деятельности, а также дикорастущие растения. В религиозных верованиях гинухцев сохраняются древние культы. Фольклор гинухцев сохранил многие архаические черты. Среди них распространены различные жанры фольклора: исторические предания, песни, сказки, малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) и др. Годоберинцы (самоназвание — гъибдиди) — один из древнейших народов Дагестана, близкий аварцам. Численность 427 человек. Относятся к андийским народам. Годоберинский язык имеет диалекты. Верующие— мусульмане-сунниты. Территория проживания годоберинцев: селения Верхний и Нижний Годобери, Зибирхали. Входили в союз Дидо. В XVI в. многие владетели годоберинцев были истреблены, что негативно сказалось на дальнейшем развитии общества. Несмотря на это, общины годоберинцев сохраняли относительную независимость в союзе сельских обществ Технуцал. Ко времени принятия ислама верования годоберинцев носили синкретический христианско-языческий характер. С распространением ислама среди годоберинцев распространилась и арабская письменность, способствовавшая приобщению народа к достижениям мировой цивилизации. В XIX в. после упорного сопротивления годоберинский народ вошел в состав Российской империи. Традиционные занятия годоберинцев — пашенное земледелие, скотоводство, садоводство, пчеловодство. Селения годоберинцев были окружены сторожевыми и боевыми башнями. Улицы в них были широкие, дома строились из дерева и камня. Традиционная пища годоберинцев состоит из блюд мясомолочной и растительной основы. Фольклор годоберинцев представлен разнообразными жанрами: эпические сказания, предания генеалогического и генократического характера, сказки, пословицы, поговорки и др. Гунзибцы (самоназвание — гьнзалъ) — один из древнейших народов Дагестана, близкий аварцам. Численность918 человек. Относятся к цезским народам. Говорят на гунзибском языке. Верующие — мусульмане-сунниты. Проживают в Цундинском р-не Дагестана в селах Нехада, Гарбутль, Гьело, Родор, Тодор. До XV в. входили в политическое объединение Дидо. Были знакомы посредством грузинских миссионеров с христианством, с исламом с VII-VIII вв., который был принят гунзибцами в конце позднего средневековья. В течение всего позднего средневековья гунзиб- ские общества были независимы и входили в конфедеративные отношения то с бежтинцами, то с ними и анцухцами. Основные традиционные занятия гунзибцев — отгонное скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы) и террасное пашенное земледелие (выращивали ячмень, овес, просо, рожь, пшеницу). Было распространено и огородничество или овощеводство: сажали лук, чеснок, бобы, горох, фасоль, тыкву, табак. Домашние промыслы: обработка шерсти, металла, дерева, камня. Для социальных отношений характерно существование общин вторичного позднего характера — джамааты воинов-скотоводов и воинов-землепашцев. Высшим органом «законодательной» власти являлся совет — собрание мужчин. Были органы управления, суд, институт глашатаев. Традиционное жилище — усадьба с каменным домом и хозяйственными постройками. Гунзибские дома были объектами художественного творчества, они украшались арками, каменными рельефами и т.д. Традиционная пища гунзибцев в основе мучная, мясомолочная, растительная. Готовили пироги, вареники, курзе, хинкали, каши и др. Гунзибская обрядово-культовая жизнь представлена пышными праздниками встречи весны, проводов лета, начала и окончания полевых работ. Фольклор гунзибцев представлен историческими и историко-героическими песнями, балладами, анекдотами, пословицами, поговорками, сказками, притчами и др. Дидойцы (самоназвание — дидои). Численность 11 683 человека. Верующие — мусульмане-сунниты. Известны с античного времени. Военно-политический союз Дидури, Дидо в течение столетий был влиятельным политическим объединением Кавказа. В раннем средневековье в объединение Дидо входили: Дидо-Шуратль, Дидо-Асах и Дидо-Шаитль. Имели тесные связи со многими государствами и народами Кавказа и других регионов. Активно участвовали во многих войнах народов Кавказа, отстаивая как свою, так и независимость соседних народов. Во второй половине XIX в. были присоединены к Российской империи. Основное занятие — отгонное животноводство, неполивное пашенное земледелие. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, коз. Сеяли ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, полбу, горох. Распространено было пчеловодство. Традиционными ремеслами являются: кузнечное, выделка сукон, вязание носков и сапог, переметных сум, обработка дерева, камня и др. Поселения — ступенчато-кучевые. Строили боевые и сторожевые башни. В каждом селении строились мечети. В XIX в. было немало мусульманских школ (мектебов), имелись училища — медресе. Одежда дидойцев общедагестанская. Обрядово-культовая жизнь вобрала в себя доисламские элементы, представленные пышными праздниками первой борозды, проводов лета, окончания полевых работ. Развита народная медицина, распространен сельскохозяйственный календарь. Фольклор дидойцев представлен историческими и историко-героическими песнями, балладами, анекдотами, пословицами, поговорками, сказками, притчами и др. Пища мясомолочная и мучная. Каратинцы (самоназвание — кIкIаралал). Численность 4 787 человек. Проживают в следующих селениях — Карата, Анчих, Арчо, Думали, Маштада, Верхнее и Нижнее Инхело, Рацитль, Ричабулда. В I тыс. н.э. до XIV-XV вв. входили в состав военно-политического союза Дидо. В XVII в. отстояли свою независимость в борьбе с казикумухцами и тиндальцами. С последними объединялись в борьбе с другими угрозами, исходившими от соседних владельцев. В XIX в. после упорного сопротивления Карата была присоединена к Российской империи. Исламизация каратинцев растянулась почти на целое тысячелетие. Но несмотря на это, уже с XVII в. они имели свою письменность на арабской графической основе. Основные занятия — отгонное животноводство и террасное пашенное земледелие. Разводили лошадей, коров, коз, овец. Выращивали и сеяли ячмень, пшеницу, просо, овес, полбу, бобы, рожь. Было развито садоводство и пчеловодство. Высокого уровня развития достигло ремесло: обработка шерсти, металла, дерева, камня. По всему Кавказу, Османской и Российской империи были известны каратинские шали. В Карата были известны два типа поселений — село и хутор. Вокруг поселений воздвигались крепостные стены, строились боевые и сторожевые башни. Дома были каменные. Жилище было объектом художественного творчества. Одежда каратинцев общедагестанского типа. Специфика проявляется в женской одежде. Традиционная пища — мучная и мясомолочная. Обрядово-культовая жизнь насыщена мусульманскими и древними дому- сульманскими ритуалами. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохранились мифология, фольклор. Тиндалы (самоназвание — идери) — один из древнейших народов Дагестана, близких аварцам. Численность -635 человек. В прошлом тиндалы были объединены в несколько сельских общин: Тинди, Акнада, Ангида, Ашша и др., составлявшие вольное общество Тиндалал с центром Тинди. Первое известное в настоящее время упоминание о тиндалах относится к началу позднего средневековья (XIV в.). Тем не менее до этого периода территория расселения тиндалов входила в состав военно-политического союза Дидо. Большую активность проявили в Кавказской войне на стороне имама Шамиля. Верующие — мусульмане-сунниты. Основные традиционные занятия — богарное земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, из овощных культур — тыкву, морковь, лук, чеснок и др. Крупный рогатый скот и овец, как правило, содержали за пределами селений в хуторах. Были распространены также пчеловодство и охота. Домашние промыслы: кузнечное и столярное дело, обработка шерсти и кожи. Одежда тиндальцев имеет много общего с другими народами Дагестана. «Столица» тиндальского народа селение Тинди в прошлом являлось крупным центром ремесла и торговли. Среди тиндальцев был популярен народный театр, где в роли людей использовались куклы. Фольклор тиндальцев представлен историческими и историко-героическими песнями, анекдотами, пословицами, поговорками, сказками, притчами и др. Хваршины (самоназвание — акьипъко, атлилько) — один из цезских народов. Говорят на хваршинском языке. Численность - 535 человек. Письменные памятники известны с XVIII в. на арабской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты. Проживают в селениях Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сант- лада, Хвайни. До позднего средневековья входили в состав военно-политического союза Дидо. Небольшой отрезок времени входили в союз Тинди, или Богоз. Затем образовали собственный союз Хварши, просуществовавший до присоединения к Российской империи во второй половине XIX в. Для хваршин свойственно развитое хуторское хозяйство. Традиционные занятия: скотоводство и богарное плужное земледелие. Разводят овец, коров. Выращивают из зерновых ячмень, пшеницу, рожь, просо, из технических культур хваршинам известен лен-кудряш, из овощных — тыква, морковь и др. Распространение получили пчеловодство и садоводство. Традиционные промыслы: производство сукна, особых ворсистых одеял (цахъ ала), паласов, валяние войлока и др. Дома хваршин каменные двух- и более этажные. Одежда общедагестанского типа, распространенная в высокогорье. Пища мучная и мясомолочная. Сохраняется богатый фольклор. Танцы сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. Устное народное творчество представлено историческими и историко-героическими песнями, анекдотами, пословицами, поговорками, сказками, притчами и др. Обрядово-культовая жизнь включает древние домоноте- истические обряды, переплетающиеся с мусульманскими ритуалами. Чамалалы (самоназвание— чамалади) — один из андийских народов. Численность - 24 человека, по переписи 2010 года Говорят на чамалалском, аварском языках. Чамалальский язык делится на два диалекта — такваринский и гигатлинский. Верующие — мусульмане сунниты и шафииты. Проживают в Цумадинском районе Дагестана, а также в Чечне. Традиционные занятия — пашенное земледелие и скотоводство. Разводят овец, коз, коров, быков, ослов, мулов и лошадей. Выращивают ячмень (бечIин), пшеницу (цибакъ) и кукурузу (чанкала). Наибольшее развитие получило садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы), виноградарство. Распространено пчеловодство. Основными традиционными ремеслами являются: ткачество, войлочное производство, изготовление паласов, обработка металла, камня и дерева, кузнечное дело. Поселения скученно-ступенчатые, окруженные со всех сторон оборонительными сооружениями, боевыми и сторожевыми башнями. Чамалальские селения делятся на кварталы, в каждом из них имеется мечеть. С окончательным принятием в XVII в. ислама население использовало арабскую письменность. Традиционный национальный костюм имеет свою специфику. Пища мучная и мясо-молочная, а также растительная. Сохраняется богатый фольклор. Танцы сопровождаются игрой на музыкальных инструментах — пандур (струнный инструмент), зурна (род дудки), бубен. Устное народное творчество представлено историческими и историко-героическими песнями, анекдотами, пословицами, поговорками, сказками, притчами и др.
|