Студопедия — Становление культурологии. Основные культурологические концепции.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление культурологии. Основные культурологические концепции.






3.2.2. Представление о культуре в античной мысли. « Техне» и учение о «пайдейе»: Платон, Аристотель, киники, стоики. Элементы культурологии в христианской мысли и патристике (Ав. Августин).

 

 

3.2.3 Культурологическое знание в Эпоху Просвещения. Культивирование разума, историзм и идея целостности культуры (Дж.Вико). Идеи прогресса и много вариантности культурно исторического процесса (И.Г.Гердер, Ж.-Ж.Руссо).природа и свобода как мир необходимости и культурного творчества (Т.Рид, И.Кант).

 

3.2.4. Эстетизация культуры в немецком романтизме и неоромантизме. Уподобление реальности прекрасной видимости искусства. Культ художественной гениальности. Критика просветительского рассудка. (И.Гете, И. Шиллер, Фр.Новалис, Ф.Шлегель и др.). Неоромантическая интерпретация культуры А. Шопенгауэром и Фр.Ницше. Искусство как высшее проявление свободы. Оппозиция «высшей» и «низшей» культур. Культура как смена художественного стиля. Аполлонистическое и дионистическое основания культуры. Идея «вечного возвращения».

 

3.2.5. Эволюционистские концепции культуры. Г.Спенсер, Э.Тайлор, Л.Морган. Критика эволюционистов функционалистами (Бр.Малиновский, Ф.Боас). Пост эволюционистские модели культуры (Л.Уайт).

 

3.2.6. Циклические концепции культуры. Теория культурно исторических типов Н.Я.Данилевского. Морфология культуры О.Шпенглера. А.Тойнби о типологии цивилизации. Теоря свободной флуктуации суперсистем П.А.Сорокина. Идея пассионарности в теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

 

3.2.7. Этизация культуры в гуманистических концепциях Л.Толстого, А.Швейцера, Э.Фромма.

 

3.2.8. Психоаналитическая трактовка культуры. Интерпретация культуры З.Фрейдом. Аналитическая концепция К.Г.Юнга.

 

3.2.9. «Игровая» теория культуры Й.Хёйзинги. Шиллеровское понятие сущности человека через игру, превращающее культуру в производное последней. Анализ причин кризиса культуры. Модификации феномена игрового начала в постмодернистских теориях культуры (Ж.Ф.Лиотар, Ж.Делёз, Ж.Бодрийар).

 

3.2.10. Символико - семиотические школы в культурологии. Культура как взаимосвязь символических форм Э.Кассирера. Знаковая концепция культуры (М.Вебер, Ю.М.Лотман и др.). Структуралистские и пост структуралистские концепции. К.Леви-Стросс, Р.Барт. «Гениалогия» М.Фуко. «Деконструктивизм» Ж.Деррида.

 

 

3.3. Учение культурологии об исторических формах культуры.

 

3.3.1. Проблема исторических форм культуры. Учение о типах культуры в диахроническом (историческом) и синхроническом аспектах.

3.3.2. Первобытная культура. Палеолит, мезолит, неолит. Примитивные орудия труда, образ жизни. Охото - собирательство. Каменный век, бронзовый век, железный век. Родовое общество, семья. Экзогамия, запрет инцеста. Физиопластическая живопись, орнамент, графический символизм, письменность. Верования, магия, тотемизм.

 

3.3.3. Культура древних цивилизаций. Древний Восток (IV тыс.-IV в. до н.э.). Месопотамия. Земледелие, письменность, магия. Культура Древнего Египта. Земледелие, ремесла, обработка дерева, камня. Строительная техника. Пирамиды – гробницы. Культ Озириса и предков. Фетишизм. Письменность. Изобразительное искусство. Архитектура. Солнечные и водяные часы. Астрономия. Прикладной характер знания. Значение естественных факторов в становлении и развитии древних и первобытных цивилизаций.

 

3.3.4. Культура обществ Востока (II тыс. до н.э. – IV в. н. э.). Учение о происхождении и корнях цивилизаций на территории современной Индии. Религиозно-мистический характер текстов «Вед», служащих основным источником древнеиндийской культуры. Основные черты древнеиндийских цивилизаций. Их культурные и социальные формы. Буддизм. Древнекитайская культура. Земледелие, ремесленничество. Изобретения: шелк, бумага, компас, порох. Письменность, лунный календарь. Конфуцианство. Современные учения о своеобразии ментальностей (типов мышления) в культурах Востока.

3.3.5. Античная культура (XII – XIII в.до н.э. – IV – V в.н.э.). Эгейская культура. Археологические данные, художественные памятники, антропоморфная мифология. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Греческая архаика. Политеизм. Мифология как источник и основание античной культуры. Слово как инструмент политической власти. Античные города-государства. Архитектура. Понятие архитектурного ордера и его типов. Греческий храм как модель мира. Античный театр. Место спорта в греческой цивилизации. Становление греческой философии. Космоцентризм, натурфилософия. Классический период греческой культуры. «Золотой век» Перикла. Афинский Акрополь, Парфенон. Расцвет античной трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Классическая античная философия (Сократ, Платон, Аристотель). Тождество человека и общества, человек как политическое животное. Пайдейтический характер античной культуры. Отношение к природе в культурных представлениях античности. Культура эллинизма. Античная культура – прародительница европейской культуры. Особенности древнеримской цивилизации: город, принцип государственности, право. Элементы римской культуры. Синкретизм религий и культурные предпосылки возникновения христианства.

 

3.3.6. Средневековая культура Европы (IV в.н.э. – XV в.). особенности и структура культуры европейского Средневековья. Роль христианства. Теоцентризм христианской культуры. Символизация и сакрализация реальности. Институт церкви. Храм как «град Божий» на земле. Церковь и государство. Поединок веры и разума. Дуализм средневекового мира. Искусство, архитектура, появление романского и готического стилей. Рыцарство как культурный феномен. Средневековый город, его быт и структура. Монастырь. Университет.

Древнерусская культура Киевской Руси. Христианство как основа древнерусской культуры. Особенности образа жизни и хозяйственной деятельности. Византийско-греческие истоки русской культуры. Возникновение русской летописи («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»). Зодчество, живопись, иконопись, литературные памятники русского средневековья. Особенности древнерусской культуры в сопоставлении с западно-европейской культурой.

3.3.7. Культура Возрождения (XIV – XVI вв.). Связь Ренессанса с средневековьем и античностью. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуальность, светская религиозность, гуманизация искусств – характерные черты культуры эпохи Возрождения. Гуманистическое осмысление поэтического языка, творчества (Данте, Петрарка, Бокаччо). Философия, искусство, живопись, скульптура, архитектура Возрождния. (Л.Валла, Пико делла Мирандола, Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Компанелла, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.). Северное Возрождение. Реформация и контр реформация. Мартин Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, Эразм Роттердамский. Трагедия индивидуализма (Шекспир, Монтень). Перестройка принципов научного мышления, гелиоцентрическая система Н.Коперника. Культурное значение великих географических открытий. Разложение феодализма. Возникновение научного движения и крушение религиозного универсализма.

 

3.3.8. Европейская культура эпохи Просвещения (XVII – XIX вв.).

Возникновение капитализма, буржуазные революции. Научная революция (Г.Галилей, Декарт, Ньютон). Культ Разума, рационализм и эмпиризм. Промышленная революция, легитимация мира повседневности (обыденной жизни). Художественная культура, сосуществование различных стилей: маньеризм, барокко, классицизм. Особенности русского искусства XVII – XVIII вв. Архитектура Петербурга. Роль промышленного развития в культурных изменениях. Техника как культурный фактор.

Метафизика, исторические, социальные и технические науки в XIX веке. Философский рационализм и иррационализм. Критика принципов классического рационализма. Романтизм и реализм в искусстве. Художественный авангардизм импрессионистов и пост импрессионистов. Позитивизм в философии, натурализм в литературе и живописи, эклектика в архитектуре – характерные черты европейской культуры XIX века. Культурная трансформация России в XIX веке: литература, музыка, архитектура. Культурный смысл спора о Москве и Петербурге в судьбах русской культуры.

 

3.3.9. Некоторые особенности культуры XX – XXIвв. Культура модерна. Идейные основы модернизма. Модернизм в русском искусстве. «Мир искусства». Философия и искусство «Серебряного века». Символизм, акмеизм, имаженизм, футуризм. Глобальные катаклизмы XX века. Антиутопии в художественной литературе (Оруэлл, Платонов, Замятин). Социодинамика современной культуры. Массовое общество, массовый человек и массовая культура. Революция в сфере информации и техники (Э.Тоффлер, Д.Белл), компьютеризация современной культуры. Тенденциии и перспективы развития современной культуры (постмодернизм). Культурно-социальные проблемы современности: отношение к природе (экология), проблемы войны и терроризма, техника и человек, культура города и маргинализм.

 

 

3.4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

3.4.1. Что означает понятие «культура»?

3.4.2. Культура в интерпретации специальных наук о культуре и культурологии.

3.4.3. Понятие о ценностях и формах культуры.

3.4.4. Языки культуры и культура языка.

3.4.5. Культура и субкультура.

3.4.6. Особенности молодежной субкультуры.

3.4.7. Массовая и элитарная культуры.

3.4.8. Субкультуры маргинальных групп.

3.4.9. Повседневная культура.

3.4.10. Особенности современной культуры.

3.4.1.1. Функции культуры.

3.4.12.. Что такое европоцентризм и как он проявлялся в истории культуры?

3.4.13. Правомерно ли говорить о «высокой» и «низкой», о «передовых» и «отсталых» культурах того или иного географического региона или этносов?

3.4.14. Какие имеются подходы (концепции) в культурологии относительно источников, типов и векторов культурных процессов?

3.4.15 В чем проблемность периодизации культурно исторических форм?

3.4.16. Общее и особенное в учении об основных исторических формах культуры.

3.4.17. Задание для самостоятельной работы предполагает изучение рекомендуемых программой текстов.

3.5.1. Курсовых работ данной программой не предусматривается, поскольку она является частью общеобразовательных дисциплин.

 

 

3.6.1. Примерные темы рефератов соответствуют перечню контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы (пункт 3.4.).

 

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия