Скульптура. Римская скульптура отличалась большим разнообразием, чем живописьАвгуст Римская скульптура отличалась большим разнообразием, чем живопись. Сначала она испытала большое воздействие со стороны греческой скульптуры, чем способствовало влияние этрусков, а также наличие в Риме греческих мастеров и копий с классических скульптур. Римский скульптурный портрет отличается реализмом от эллинистического и этрусского, причиной этому служит значение, которое приобрели погребальные маски. Портретные бюсты с I в. до н. э. занимаются не только сходством, но и отражением жизненного пути человека. Однако сходство получается чрезвычайным. Небольшая неправильность — чуть большая изогнутость бровей или складка губ — помогает придать портрету точное сходство. Этот прием сохраняется и в официальных портретах. Портрет - метод сохранения истории. Интерес к истории как к последовательному развитию событий заметен уже в период Республики — в барельефах с «непрерывным повествованием». Алтарь Мира(9 г. до н. э.) — пример их использования. На рельефах изображено жертвоприношение, торжественная процессия. Фигуры аккуратно расположены параллельными планами, уходящими вглубь: перспектива поставлена на службу символической иерархии. Ритма нет, зато есть интонации. Колонна Траяна (113 г. н. э.) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора. 200-метровая лента показывает эпизоды 2 кампаний в Дакии. События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные — но не резкие. Пейзаж передается деталями — волной или куском стены. Обычные пропорции не используются. Провинциальными художниками, сплавляясь с классикой, создается новый художественный язык, который позже будет известен как позднеантичное искусство (с II в. н. э. до императора Константина). Этот поздний период открывает колонна Антонина Пия. На её основании — изображение соревнования в погребальном ритуале, автор же по-новому решает пространственную задачу. Фигуры размещены в виде «гирлянды», визуально связанные на плоскости ритмикой изображения конских ног. Больше нет иллюзорной глубины, световоздушного пространства, а фигуры крепко спаяны воедино. Хотя во время Адриана (117—138) классическое искусство переживает новый подъем — благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. Деградация классического искусства в качестве реакции приводит к усилению антиклассического направления. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. В русле адриановского классицизма создавались изысканные портреты Антиноя, медальоны со сценами охоты (сейчас на арке Константина). Колонна Марка Аврелия построена по образцу Колонны Траяна, на опоясывающей её ленте — перетекающие эпизоды, наполненные жестокостью, грубым реализмом, новой трактовкой сверхъестественных сил. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается. Фигуры намечены обобщенно, свет падает резко. Эта скульптура уже не «импрессионистична», а «экспрессионистична». Это прорывается даже в официально-помпезном искусстве, например, даже Конная статуя Марка Аврелия демонстрирует контраст между массивным объёмом корпуса и порывистым движением, живописной проработкой волос и тканей. «Антиной с виллы Мондрагоне» Медальоны с арки Константина
Рельеф колонны Марка Аврелия Саркофаг, 170 год Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться при Адриане. Позже она распространяется все сильнее из-за огромного количества в Риме мастерских. Сюжеты используются разные — исторические, мифологические, аллегорические; Обычно это темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти. Этот поэтический настрой ведет к нарушению классических канонов. Композиция разная: повествование либо ведется непрерывно, либо подразделяется: горизонтально — на ленты, вертикально — на ниши или эдикулы. Пространство не организуется, а просто заполняется множеством фигур, ритмически объединенных простейшим способом. Быстрая техника резьбы. Почти серийное производство. Наглядность пластического языка, разнообразие тем, использование аллегорий и символики объясняет, почему саркофаги оказались так популярны для передачи первых христианских тем, и стали одним из важных соединительных звеньев между позднеантичным и раннесредневековым искусством.
Колосс из Барлетты — император Гонорий Скульптура времен Константина и вообще эпохи Диоклетиановой тетрархии — свидетельство глубокого и окончательного упадка классической культуры. Рельефы Арки Константина — сугубо провинциальны, почти ремесленны. Композиция превратилась в вязь изолированных и схемтизированных фигур, расставленных по иерархическому рангу. Меняется идеология изображений: природа, человеческие деяния, исторические события превращаются в простые знаки, символы. Идеология обожествляет императора и государство, личность отождествляется с её местом, поскольку ранг опознается по одежде, к ней — больший интерес, чем к лицу модели. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Художник отбирает только те черты модели, или её атрибуты, которые считаются характерными, показательными для его звания и достоинства. Гигантские статуи — « Колосс из Барлетты » и Колосс Константина — лицом и позой скорее боги, чем люди. Чем больше подрывается реальная власть, тем больше владыка цепляется за внешнее проявление иерархического превосходства. Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной. Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданого», который в истории больше терпит, чем действует. Провинциальное искусство поздней античности — и есть искусство подданых. Христианство дает им доказать свою ценность.
|