Студопедия — Философия Просвещения в Англии, Франции, Германии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Просвещения в Англии, Франции, Германии






В истории западноевропейской культуры XVIII век известен как век Просвещения. Это время утверждения свободомыслия и рационализма, веры в силу человеческого разума, способного преобразовать общество на разумных началах, науку как основу общественного прогресса. Известно, что И. Кант, отвечая на вопрос «Что такое Просвещение?», писал: «Имей мужество пользоваться своим умом! - таков девиз эпохи Просвещения». Просветительское движение формировалось в период укрепления в Европе капиталистических отношений; идеология Просвещения отражала конкретно-исторические особенности этого процесса в разных странах.
При всех различиях, свойственных просветительскому движению во Франции, Англии, Германии, оно было единым в своей критике догматизма средневековой схоластики с позиций разума, рационализма. Просветители стремились освободить духовную культуру от диктата теологии, религиозных суеверий, утвердить в обществе свободу, равенство, уважение к естественным правам человека: на жизнь, свободу и собственность (Дж. Локк), праву людей на свободное предпринимательство и справедливое вознаграждение за труд.
В АНГЛИИ
, которую называют родиной просветительских идей, эпоха Просвещения наступила после «Славной революции» 1688-89 гг., закрепившей компромисс между аристократией и буржуазией, поэтому английское Просвещение отличалось от французского умеренностью и ограниченностью своих целей. Большое влияние на формирование идей Просвещения оказали работы Дж. Локка. В Англии одновременно с развитыми материалистическими учениями (Толанд, Коллинз, Пристли, Гартли) существовали сильные идеалистические и агностические философские учения (Беркли, Юм). Отличительную черту английского Просвещения составляла критика религии с позиций деизма, а не атеизма. Деизм (от лат. deus - бог) - религиозно-философское учение, которое признает бога как безличную разумную первопричину и творца мира. После сотворения мир развивается уже по своим собственным законам без вмешательства бога в жизнь природы и общества. Деисты противопоставляли ортодоксальному христианству «естественную религию», выводимую из человеческой природы и не нуждающуюся в сверхъестественных источниках религиозной веры - в откровении, чудесах, пророчествах. Борьба с религией у философов-деистов носила не антирелигиозный, а антиклерикальный характер. Богопочитание в «естественной религии» означало нравственное поведение и следование добродетели. В этом контексте особое звучание приобретают идеи веротерпимости (толерантности), сформулированные Локком. Деизм следует отличать от теизма (от греч. theos - бог), религиозного мировоззрения, основанного на вере в единого бога, который, находясь вне мира, свободно создал этот мир и действует в нем. Представление о непрерывной активности бога в мире отличает теизм от деизма. В Англии деистические идеи развивали философы материалисты Джон Толанд и Антони Коллинз - ученики и последователи Дж. Локка, приверженцы свободомыслия.
Дж. Толанд (1670-1722) в книге «Христианство без тайн» одним из первых предпринял критику христианства с позиций разума. Изучая религиозные откровения, он пришел к выводу, что истинная вера ничем не отличается от знания, так как тоже предполагает понимание и требует логического обоснования. А. Коллинз единомышленник Толанда, в труде «Рассуждение о свободомыслии» утверждает, что право мыслить свободно - это неотъемлемое право и обязанность каждого человека. История христианства свидетельствует, что у священников нет согласия в решении основных вопросов веры: о природе бога, его телесности или бестелесности, подобии его человеку, о том, какие книги следует считать священными и т.д. На мнение церковников полагаться не следует - нужно размышлять самому. Вместе с тем Коллинз не отрицает существования бога и считает «неестественной и абсурдной» мысль об отрицании бытия бога.
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, в отличие от английского, предшествовало буржуазной революции 1789-1793 гг. и совпало с ее идеологической подготовкой. Во Франции XVIII в. общественно-политическая жизнь во многом опиралась на традиции доиндустриального, феодального общества и просветительские идеи с трудом распространялись в обществе, а видные деятели французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Просветители считали, что решение социальных проблем и установление «царства разума», т.е. нового, более прогрессивного общественного порядка возможно на пути широкого распространения научного и философского знания. Так, под руководством французского философа-материалиста Дени Дидро (1713-1784) с 1751 по 1780 год издавалась 35-томная «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», ставшая одним из крупнейших культурных событий XVIII в., объединившая вокруг себя многих французских просветителей, которых стали называть «энциклопедистами». Дидро - отстаивал тезис о материальной основе мира, понимая под материей всю объективную реальность. Критикуя религию в том числе догмат о первотолчке, высказывал идею самодвижения материи. Пытался распространить принцип непрерывности на развитие природы и человека и тем самым предвосхитил некоторые положения теории эволюции. В теории познания был сторонником Локка. В социальной философии симпатизировал идее "общественного договора ", критиковал тезис о божественной природе королевской власти. Философы-просветители нередко пытались повлиять на европейских государей и привести их к осознанию необходимости реформ. Считалось, что просвещенные правители с необходимостью будут переустраивать общество на принципах разума. Дидро рекомендовал преобразовать Россию в конституционную монархию, ввести избираемый народом парламент, отменить крепостное право и уравнять все сословия в правах.
Во Франции, в отличие от Англии, в философии господствовали различные формы материализма
(Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри). В раннем французском Просвещении в критике религии преобладали деистические взгляды (Вольтер, Руссо), позднее у философов-материалистов формируется атеистическая позиция.
Вольтер видел источник религии в невежестве и фанатизме народа. Просвещенные люди, по его мнению, не нуждаются в христианских откровениях, но веру в карающего бога необходимо сохранить, чтобы внушать непросвещенным людям нравственный образ жизни и лучше управлять ими. «Если бы бога не было, - говорил Вольтер, - его надо было бы выдумать». По мнению Ж .-Ж. Руссо вместо ныне существующих религий необходима новая «гражданская религия», цель которой - заставить всех граждан исполнять свои общественные обязанности.
Французские философы-материалисты Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри утверждали, что основные религиозные догматы не выдерживают рациональной критики
. Так, идея бога основана на невежестве людей, называющих богом неизвестную им связь причины и следствия. Гольбах пишет: «Что такое Бог? Это абстракция, слово, придуманное для обозначения скрытой силы природы». По мнению Дидро, «предположение о каком-либо существе, стоящем вне материальной вселенной, невозможно. Никогда не следует делать подобных предположений, потому что из них никогда нельзя сделать никакого вывода». Природа сама в себе содержит источник своего существования и движения, а все доказательства бытия Бога могут быть опровергнуты даже с позиций здравого смысла. «Отнимите у христианина страх перед адом, - пишет Дидро, - и вы отнимете у него веру». Естественным следствием критики религии с материалистических позиций был атеизм.

Монтескье Шарль Луи (1689-1755)
критикуется религия, абсолютная монархия, излагаются элементы материалистического понимания природы и общества. Особую ценность имеет труд "О духе законов". В нем представлена концепция философии истории, названная позже "географическим детерминизмом". Монтескье выделял два типа законов, управляющих обществом: "естественные" и "социальные";. Законы определенной страны, их "дух", находятся в зависимости от географических факторов таких как климат, почва, рельеф и т.п. Формы государственного устройства сводил к трем: республиканской, монархической и деспотической. Форма зависит от того, как власть относится к законам. Свобода понимается как право делать все, что разрешено законом. Движущим принципом любой социальной системы Монтескье считал людские страсти, побуждающие их действовать в направлении достижения устойчивости и стабильности. В республике таким принципом является добродетель, в монархии честь, а в деспотии - страх. Критикуя религию, признавал её роль в нравственном воспитании.

Гельвеций Клод Анри (1715-1771)
Исходной единицей социального анализа считал индивида, а сознание и страсти человека рассматривал как движущие силы развития общества. Различие способностей человека объяснял особенностями среды. Главное произведение - трактат "Об уме". Основное место в социальной философии занимают этические вопросы. Интересы называл пружинами" общественного развития. Был сторонником просвещенной монархии.

Вольтер (Аруэ) Мари (1694-1778)
Философскую позицию Вольтера называют деизмом из-за умеренности в вопросе критики религии и отношения к материализму. Религия должна носить разумный характер и быть средством нравственного воспитания народа. Основные работы: "Метафизический трактат", "Философский словарь", "О душе" В теории познания был сторонником локковского сенсуализма. Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия в физике, в частности - учение Ньютона. Душа - это способность мыслить и чувствовать, полностью зависящая от тела. Человек - социальное существо и все попытки рассматривать его в христианской перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие людей жить вместе, то есть образовывать общество - это естественная доброжелательность и тяга к общению. Вольтер предложил первую нерелигиозную философию истории. Он требовал очистить историю от мифов и художественных вымыслов. Утверждал, что исторические события каузально объяснимы и вовсе не подчинены божественному произволу. Миром правят мнения людей. Под "мнениями" он понимал основополагающие идеи, оказывающие влияние на судьбы чловечества. История - это процесс постепенного увеличения роли разума. В связи с этим Просвещению придается особое значение. Идеалом человеческого общежития считал общество, основанное на принципах разума.

Руссо Жан-Жак (1712-1778)
Классическими философскими проблемами - теорией познания, логикой, онтологией, - почти не занимался. В центре внимания - социальные вопросы. Отправной точкой социально - философских исследований считал парадокс: "По мере совершенствования наук и искусств души людей все больше развращаются". Тем самым Руссо подчеркивает независимость нравственного прогресса от социального. Причину социального гнета он видел в социальном и экономическом неравенстве. Выделял два состояния человеческого существования "естественное" и "общественное". Первое характеризуется равенством, свободой и справедливостью. Появление государства - шаг к несвободе. Но шаг необходимый. В работе "Об общественном договоре" разработал свой идеал общественного устройства, предложил вариант договорной теории государства и права. Руссо известен и как теоретик педагогики. Он считал, что без воспитания граждан государство будет выглядеть жалким. Предлагал изолировать воспитуемых от дурных влияний внешней среды и жестко придерживаться правил и предписаний. Критикуя религию, признавая её как средство воспитания народа


В ГЕРМАНИИ идеи Просвещения излагались в философии истории И.Г. Гердера, в трудах поэта и философа Г. Лессинга, боровшегося против религиозного догматизма, в работах молодого Канта. Они много сделали для критики и преодоления лейбницево-вольфовой философии, которая препятствовала распространению просветительских идей. Ими были созданы принципы нового эстетического подхода к действительности. В романтизме получила развитие концепция человека, характерная для эпохи Возрождения и всего Нового времени. Акцент был сделан на свободе человека, духовной составляющей его сущности.
Лессинг, Готхольд Эфраим (1729-1781)
Пытался показать границы, существующие между философией и литературой. Первая использует точные понятие и методы, а вторая играет словами, иногда говоря лишнее, а иногда - недоговаривая. Но предмет у них один и тот же. Главные работы: "Лаокоон", "Воспитание человеческого рода", "Натан Мудрый". В "Лаокооне" обосновывается различие между пластическими искусствами и поэзией, утверждается, что поэзия обладает большими выразительными возможностями. "Воспитание человеческого рода" содержит 100 тезисов о нравственном прогрессе человечества. В них выделены три возраста человечества: Детство (Ветхий Завет); Юность (Новый Завет); Зрелость (Эпоха нового Евангелия). Последняя ступень является самой совершенной в нравственном отношении.

Гердер, Иоганн Готфрид (1744-1803)

Занимался проблемами эстетики, философии языка, философии истории. Основные работы: "Исследования о происхождении языка", "Идеи к философии истории человечества". Возникновение языка связывал с культурным развитием и действием естественных законов. Природное несовершенство человека, по мнению Гердера, выступает стимулом его развития, приводит к созданию полезных "вещей", в число которых входит и язык. Идея развития была применена и к рассмотрению природы, объяснению происхождения сознания.
философско-историческая концепция. В ней представлена история развития Земли как единого непрерывного процесса восхождения от низших форм к высшим под воздействием естественных законов. Низшая ступень - организация материи (теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, электричество и магнитные силы). Высшая ступень - мировая душа, объемлющая все. Историю Гердер понимал не как простое развитие, а как прогресс. В человеческом обществе в качестве движущих сил выступают интересы и потребности. Частично он признавал и влияние "внешних" факторов, особенно географических. Средством "очеловечивания" человека и сплочения общества выступает культура.

Шиллер, Фридрих (1759-1805)

Находился под влиянием английской моральной философии, прежде всего идей Шефтсбери. Считается одним из классиков литературного романтизма. Характерные для философии противоречия между душой и телом, материей и сознанием рассматривал как свидетельство раскола в бытии, симптом его трагичности. Основные проблемы творчества Шиллера: человек и его судьба; общество; история. Избегал крайностей, пытался создать среднюю линию между материализмом и идеализмом, моралью и склонностями человека. Основная работа по философии: "Письма об эстетическом воспитании". В ней утверждается, что художественная деятельность является единственным способом обретения свободы. Истинным выражением природы человека является красота. Она выступает посредником между телесной и духовной сущностью человека. Целью эстетического воспитания Шиллер считал формирование гармонично развитой личности, целостного человека, способного к творчеству.
В развитии человека и человеческого рода выделял три ступени: физическое состояние, где человек подчиняется своей материальной природе; эстетическое состояние, где он освобождается от этой природной силы; нравственное состояние, где он овладевает материальной природой.

 

???21. Теория познания Канта: основные понятия и принципы

Иммануил Кант в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наук а. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума ”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “ вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические убеждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с суб. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте. Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предиктатом основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Т.о. у К пространство и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предмету форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический императив.” З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.

К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование “практического разума”.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 1056. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия