Философия Возрождения.
Возрождение (по-французски – Ренессанс) – эпоха, охватывающая в основном XIV–XVI вв. Мыслители – Франческо Петрарка, Альберти,Лоренцо Валла, Мирандола, Николай Кузанский,Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно и др. Творцы Воз-рождения оставались христианами. Вторым великим движением эпохи Возрождения, теснейшим образом связанным с первым, явился гуманизм. Предпосылки для его расцвета были заложены в период Раннего Возрождения такими мыслителями, как Данте (1265–1321), Петрарка (1304–1374) и Боккаччо (1311–1375) и др. Развиваясь первоначально преимущественно в Италии, гуманизм в дальнейшем с конца XV в. распространяется на страны, расположенные к северу от Альп, – Германию, Фран-цию, отчасти Англию и некоторые другие в основном благодаря творчеству Э. Роттердамского (1469–1536), И. Рейхлина (1455–1522), У. фон Гуттена (1488–1523), чему во многом благоприятствовал наметившийся союз гуманизма с протестантизмом. В настоящее время под гуманизмом в основном понимают совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, стремление к созданию условий для достойной человека жизни. Третьим великим движением эпохи Возрождения, стал возникший в XVI в. на базе реформационного движения протестантизм, будучи во многом обязанным влиянию гуманистических идей, начавших распространяться с конца XV в. Протестантизм способствовал оживлению религиозно-философских споров и дискуссий.
10.Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм. Гелиоцентрическая идея, сформулированная польским ученым, со второй поло-вины XVI в. начинает прокладывать себе дорогу. Последователи – датчанин Тихо Браге,немец Иоганн Кеплер, итальянца Галилео Галилея и англичанина Исаака.Отмечая эпохальную значимость открытий, сделанных творцами новой науки, нельзя тем не менее игнорировать того, что все они питали иллюзию о возможности с помощью одних только физико-математических методов дать исчерпывающее объяснение мира и всего того, что в нем происходит. Философы XVII в. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и другие отстаивали мысль об автономности философского знания. На передний план в философии выдвигается проблема поиска «истинного» метода познания, используя который наука может придти к достижению абсолютной истины. Эмпиризм, основоположником которого стал Фрэнсис Бэкон, укоренился главным образом на английской почве, где вслед за Бэконом его разрабатывали Томас Гоббс и Джон Локк. Рационализм, родоначальником которого был Рене Декарт, воз-никает на французской почве, охватывая затем своим влиянием Нидерланды (Бенедикт Спиноза) и Германию (Готфрид Лейбниц).
11. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. Кант сделал предметом философии познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».Теоретическая деятельность Иммануила Канта (1724–1804) делится на два периода: 1. Докритический период (до 70-х гг. XVIII в.). В этот период он развивал идею саморазвития природы. 2. Критический период (после 70-х гг. XVIII в.) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма. По Канту, философия есть форма критики, а именно – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения. Свой метод Кант называет антитетическим. Пространство – это идеальная (априорная), а не объективно-реальная форма. Диалектика Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии. Исходное положение философии Гегеля: тождество бытия и мышления. Формы развития духа:1) субъективный дух;2) объективный дух;3) абсолютный дух. Гегель открыл три закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития. 2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития. 3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали). Материализм Фейербаха Людвиг Фейербах (1804–1872). Согласно Фейербаху, философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа. Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека.
12. Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории. Исторические условия возникновения марксизма На почве обострения классовой борьбы пролетариата против буржуазии К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической, освободительной миссии рабочего класса и неизбежности перехода от капитализма к социализму. Естественно-научные предпосылки философии марксизма: 1. Закон сохранения и превращения энергии. 2. Клеточная теория строения живых организмов. 3. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Теоретические источники философии марксизма: 1. Немецкая классическая философия. 2. Английская классическая политэкономия А. Смита и Д. Рикардо. 3. Французский утопический социализм (М. Фурье, А. Сен-Си-мон и др.). Диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха способствовали становлению диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо доказывали, что труд – источник всех богатств. Основные идеи марксизма Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма таковы: 1. Связь теории и практики. 2. Создание исторического материализма, согласно которому материальное производство определяет развитие общества. 3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации 4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства. 5. Человек есть совокупность всех общественных отношений. 6. Техника – это «неорганическое тело человека». 7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».
|