Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
Неклассическая гносеология исходит не из абсолютного противопоставления, а из относительности субъектаи объекта познания. В гносеологии субъект – это не просто человек познающий, но носитель познавательной активности, обладающий знаниями, умениями и навыками.Субъект познания имеет социальную природу, однако он везде индивидуален. Объектом познания могут выступать не только явления природного мира, но и явления и структуры общества, их история, сам познавательный процесс, а также феномен сознания (рефлексия). Предмет познания – это сторона, часть объекта, которая задается в процессе формулировки проблемы и задач исследования. Кроме субъекта и объекта (предмета) выделяют также средства или условия (базис) познания. К ним относятся приборы, оборудование, инструменты, информация, язык описания и другие условия и средства, при помощи которых протекает процесс познания и фиксируется его результат – знание. В истории развития философской мысли указанная выше конструктивность существования культуры (сознания) концептуализировалась по-разному: можно назвать здесь «врожденные идеи» Декарта, трансцендентальные формы и универсалии культуры, соответствующие категории философских учений Канта и Гегеля. Неклассическая гносеология характеризуется следующими новациями: 1. Отказ от познания как отражения реальности. 2. Познание –поле дальнейшего культуротворчества. 3. Онтология во многом конструируется субъектом, который так-же результат самосозидания. 4. Отказ от идеала единственно истинной теории и допущение истинности нескольких теорий-проектов. 5. Установление зависимости между онтологическими свойства-ми объекта и методологией его освоения. 6. Знания об объекте зависят не только от объекта, но также от средств и операций познавательной деятельности. 7. Субъект становится ответственным за принимаемые допуще-ния и осуществляемый выбор целей и средств познания.
Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний. Истина – это характеристика человеческого знания. Противоположностью истине является заблуждение, которое отличается от осознаваемой лжи неадекватным, искаженным отражением действительности, которая принимается за истину. Истина обладает двумя характеристиками: объективностью и конкретностью. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины выражает то обстоятельство, что знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств, а также характеризуется конкретными историческими обстоятельствами. Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте. Модель процесса познания: 1. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных; 2. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины. Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Релятивизм, напротив, считает главной истину относительную и, вследствие этого, теряет различие между истиной и заблуждением. Концепции истины: Когерентная (от лат. ceohaerentia – связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап) понимает истину как согласие мышления с самим собой. Конвенционалистическая (от лат. convention – соглашение) концепция (А. Пуанкаре, П. Фейера-бенд) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов. Прагматическая концепция (от лат. pragma – дело, действие) (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) решает проблему истины с позиций проектирования и практического подхода. Феноменологическая концепция (от лат. fenomen – явление) (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) связывает истину с мировосприятием отдельного субъекта – индивида. Неклассическая гносеология включает в себя также религиозную, мистическую (экстатическую), эстетическую и другие концепции истины, которые характеризуются паранаучными и поликультурными свойствами.
|