Онтология как учение о бытие.
Ожегов в своем словаре в XX в. определяет бытие как само существование. Парменида считают основателем онтологии – учения о бытии, и первым метафизиком, поскольку он рассуждал о недоступном чувственному восприятию. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие; так впервые в философии появляется принцип тождества бытия и мышления. Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах – неделимых твердых частицах, из которых все состоит, и пустоте, в которой атомы двигаются. Платон, основатель учения об идеях-эйдосах, первым противопоставил мир вещей – материальный и изменчивый, миру идей. Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее первоформы и первовещества В Древнем Китае началом всего считалось пять первоэлементов – земля, огонь, вода, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом. В даосизме (основатель Лао-Цзы, VII–VI вв.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. В Новое время в Европе развивается материалистическое учение. Возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Рене Декарт в тезисе «ego cogito, ergo sum – я мыслю, следовательно, существую», фактически выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Лейбниц, немецкий математик и философ, в своей теории монад – первоначал, утверждал, что они не содержат частей, не имеют протяженности и формы. Бытие в философии Гегеля приобрело значение начала как всякого существования, так и познания. С Гегелем фактически заканчиваются попытки построения субстанциальной онтологии.
Пространственно-временная структура материального бытия. Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками. Философские обьяснения сущности пространства и времени акцентированы на традиции конкуренции субстанциальной и реляционной концепций. Для отражения динамических свойств материального бытия используется категория движения. Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По Энгельсу, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще.
Типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения. Пространство – это философская категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов Время – это философская категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах Понятия пространства и времени имеют как общие, так и специфические свойства. К общим свойствам относятся: объективность, бесконечность, неисчерпаемость. Специфические свойства пространства и времени: – пространство характеризует протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; время – длительность и последовательность происходящих событий; – пространство трехмерно, время одномерно; – пространство обратимо, т.к. возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого к настоящему и к будущему. Субстанциальный подход трактует пространство и время как осо-бые первичные сущности, служащие своеобразным вместилищем мира (Пифагорейцы, Гераклит, Демокрит, Ньютон). Реляционный (от лат. –относительный) подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами Реляционный подход обоснован Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Б. Спинозой, И. Кантом, А. Эйнштейном.
|