Укрепление системы принципата в I в.н.э. (Династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев).Династия Юлиев—Клавдиев.
17.«Золотой век» Римской империи (II в. н.э.). II в. н.э. называют «золотым веком» Римской империи. Могущество Римского государства было восстановлено, жизнь вошла в свое нормальное русло, временно прекратились кровавые усобицы, успешно развивалось хозяйство.
Большую роль в укреплении страны сыграло правление императора Траяна, из династии Антонинов, находившейся у власти до конца II в. н.э.
Правление этой династии и считают «золотым веком» Римской империи. Впоследствии, приветствуя при вступлении на престол императоров, сенаторы желали им «быть счастливее Августа и лучше Траяна».Траян родился в Испании и провел свою молодость в боевых походах. В 96 г. бездетный император Нерва, по совету своих приближенных, усыновил популярного полководца Траяна и сделал своим соправителем. Через два года Траян стал императором.
В отличие от других императоров Траян не враждовал с Сенатом, стал считаться с его мнением, частично возродил его власть и власть других древних органов управления. Он восстановил право Сената назначать наместников в сенатские провинции.
Учитывая пошатнувшийся авторитет римского оружия после заключения Домицианом соглашения с даками, Траян с первых лет своего правления начал подготовку к войнам.
В 101 г. римское войско перешло Дунай и после долгих боев взяло столицу даков. Вождь даков Децебал запросил мира. Даки отдали римлянам свои метательные машины. Временно в их столице были поставлены римские легионы.
Но как только римские войска ушли, Децебал начал подготовку к войне и попытался заключить соглашение с Парфянским царством о совместных действиях против Рима. Однако гонец Децебала с письмом к парфянам был перехвачен римлянами, и Траян стал готовиться к новой войне с даками.
Уже в следующем году Траян начал наступление на Дакию. Даки отчаянно защищались, и все же римская армия вторично подошла к их столице. Тысячи даков, не желая быть рабами, кончали жизнь самоубийством.Децебал вначале скрылся в горах, но, когда его убежище было обнаружено, покончил с собой.
Большинство даков было обращено в рабство, а территория Дакии превращена в римскую провинцию. Здесь поселились римские ветераны и жители Италии. От этих переселенцев ведут свое происхождение современные жители Румынии. Торжества по случаю победы над даками продолжались четыре месяца. Были устроены представления с массовой охотой на диких зверей и массовые гладиаторские бои. В память одержанной победы Траян создал большой форум (площадь), в центре которого и по сей день возвышается 40- метровая колонна, покрытая рельефами с эпизодами войны с даками.
После разгрома даков Траян стал готовиться к войне с их союзниками — парфянами. В течение двух лет римские войска захватили Армению, которая стала римской провинцией, Северную Месопотамию и, наконец, овладели столицей Парфянского царства.
Войско Траяна закончило свой поход на берегу Индийского океана, в воды которого вошел римский флот. Таким образом, ранее непобедимое Парфянское царство казалось уничтоженным. В состав Римской империи вошли провинции Ассирия, Месопотамия и Вавилония.
Однако вскоре в ряде восточных провинций вспыхнуло восстание. Часть римской армии оказалась разгромленной, оставила Месопотамию и отошла в Сирию.Траян готовился к новому походу, но осенью 117 г. скончался. После Траяна римляне уже почти не вели захватнических войн, а думали только о защите границ империи.
Самые великие императоры Древнего Рима были лишь полководцами, вошедшими в его историю своими яркими победами. Но в период «золотого века» был император, снискавший себе славу «философа на троне».Император Марк Аврелий из династии Антонинов начал заниматься наукой с юношеских лет и к концу жизни стал в один ряд с известными философами Древнего мира. Его главный труд «К самому себе» содержит интересные размышления о человеческой жизни. Несмотря на довольно мрачное отношение к человеческой судьбе, Марк Аврелий считал, что надо мирно жить в согласии с природой и со всеми людьми. Однако полностью претворить свои идеи в жизнь Марку Аврелию не удалось.Уже в первый год его правления началась война с возродившимся Парфянским царством. Она совпала с чумой, которая охватила не только римские провинции, но даже и саму Италию.Через год после заключения мира с парфянами германские племена прорвали укрепленную границу на севере и начали опустошать дунайские провинции Рима. С большим трудом Марку Аврелию удалось оттеснить германцев, и он сам готовился перейти Дунай и уничтожить врага на его территории, однако этому помешали следующие события. Наместник Сирии, посланный на усмирение восстания в дельте Нила, объявил себя императором. Марку Аврелию пришлось выступить против мятежника. Однако не успел он с войском дойти до Сирии, как получил известие, что наместник умер.Марк Аврелий вернулся в Рим, а вскоре германцы возобновили нападения на римские границы и дошли уже до Северной Италии. После того как римляне оттеснили германцев за Дунай, в их лагере опять вспыхнула чума. Марк Аврелий скончался от этой страшной болезни в пограничной крепости на месте современного города Вена.
II век стал временем широкого распространения в Римской империи новой религии — христианства. Эта религия постепенно изменила облик Римского государства. Рост влияния христианства во многом был связан с упадком старой римской религии. В I—II вв. н.э. в высших и средних кругах римского общества равнодушно относились к религии предков и только опасение навлечь на себя гнев властей заставляло их внешне соблюдать ее обряды. Когда же Сенат и жрецы стали обожествлять покойных императоров, которые были известны многим римлянам далеко не с лучшей стороны, религия окончательно потеряла значение в их жизни. Длительное время большая часть римлян внутренне склонялась к религиозным взглядам, известным под названием скептицизм. Согласно им, надо вырабатывать в себе спокойное отношение к миру и не привязываться к его внешним благам, поскольку ничего нельзя забрать с собой в иной мир. Счастье заключается лишь в осознании честно исполненного долга перед природой и обществом. Вместе с тем в Рим уже давно проникали сведения о богах провинций, которые погибали от рук врагов, а потом воскресали (Дионис в Греции, Осирис в Египте, Адонис во Фракии). Рим ждал обновления своей религии. И в I в. до него стали доходить вести о происходившем в далекой Палестине. В семье плотника Иосифа и его жены Марии родился сын Иисус. До его рождения к Марии явился архангел Гавриил. Он известил ее, что она чудесным образом родит Спасителя рода человеческого, сына Бога. В 30 лет Иисус стал проповедовать свое учение. Вокруг него собралось 12 учеников. Вместе с ними он ходил по Палестине и творил чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых. Толпы людей приходили взглянуть на человека, называющего себя Сыном Бога. Они ждали для себя открытия истины, которую возвестит им Иисус. Он учил, что только через любовь к Богу, будучи как дети искренними, можно войти в Царство Небесное. Почитатели иудейской религии тщетно пытались опровергнуть учение Иисуса. Он легко опровергал их самих. Тогда они задумали погубить Иисуса, и за 30 сребреников (мелких монет) один из учеников Христа — Иуда согласился показать им место, где Иисус будет один. Схваченный Иисус предстал перед членами высшего еврейского религиозного суда. Обвиненный в богохульстве, он был осужден на смерть, но приговор должен был утвердить римский наместник Понтий Пилат. Пилат хотел отпустить Христа. Однако члены суда пригрозили пожаловаться в Рим, что наместник хочет спасти человека, стремящегося разрушить Римскую империю. И Пилат, умыв руки в знак своей невиновности в свершившемся, утвердил приговор. Иисуса привели на гору Голгофу, где, по преданию, похоронен первый человек Адам. Здесь он был распят и страдална кресте до третьего часа дня. Кровь Иисуса, скатившаяся с его тела, окропила череп Адама и смыла первородный грех человека. После кончины Иисуса Пилат отдал тело его ученикам, и Спасителя положили в гробницу. Когда на третий день к Иисусу пришли женщины, чтобы оплакать его, они увидели, что гроб пуст. Иисус явился своим ученикам, а затем на их глазах вознесся на небо. Перед вознесением он обещал им свое вторичное пришествие на землю. Во второе пришествие он будет судить живых и мертвых. Учеников он призвал идти и научить все народы его учению. Сказания об Иисусе получили название Евангелий (по- гречески — добрая весть). Вначале их было около десяти. В IV в. истинными были объявлены Евангелия Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Евангелие называется также Новым Заветом (законом). Вместе с Ветхим Заветом,Новый Завет составляет Библию — священную книгу христиан. На 50-й день после воскресения Иисуса его ученики собрались вместе. И вдруг над их головами засияли огненные языки, и ученики заговорили на множестве языков. Теперь они могли нести всем народам учение Иисуса. Учеников называли апостолами (по-гречески — посланцами). Главными из апостолов стали Петр — один из учеников Иисуса и Павел. Павел не видел Христа и даже был вначале в числе его гонителей, но затем стал ревностным проповедником нового учения. До нас дошло множество посланий апостола Павла к разным народам. Последователи христианского учения объединялись в общины, которые в ночные или ранние часы собирались для молитвы в каменоломнях, ставших первыми христианскими храмами. В середине II в. появились изображения Иисуса Христа в виде доброго пастыря (пастуха), несущего на своих плечах овцу, или молодого человека с длинными распущенными волосами. Часто изображали распятого Христа. Уже во времена императора Нерона христиан начали преследовать римские власти. Их обвиняли в человеческих жертвоприношениях, в поджоге Рима в 64 г. Христиан бросали на растерзание хищным зверям, побивали камнями и подвергали другим мучениям. Во времена Нерона погибли апостолы Петр и Павел. Однако все больше людей проникались симпатией как к христианам, так и к их учению, пропо-ведовавшему не воздавать злом за зло. Изменилась и организация христианских общин. Мелкими общинами руководили пресвитеры, а общинами крупных городов — епископы. Выбор епископов часто зависел от его положения в римском обществе. Ведь он должен был иметь возможность защищать своих единоверцев от гнева римских властей. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную общественную силу, христианами становились весьма состоятельные люди, с мнением которых властям приходилось считаться. Власти уже были готовы присоединить Христа к ряду других римских богов. Однако христиане считали его истинным и единым Богом, Спасителем рода человеческого, и были согласны лишь на существование христианства как религии, обязательной для всех.
|