Афинская демократия классического периода.
Понятие «афинское гражданство». Демократическое устройство афинского полиса отнюдь не случайно. Оно как бы увенчивает интенсивную экономику и отвечает интересам торгово-ремесленных кругов. Практически все полисы с высоким уровнем экономики, развитым сельским хозяйством, ремеслом и активной внешней торговлей тяготели к демократии. Самой развитой и самой совершенной демократической системой античного мира считается афинская демократия в пору ее золотого века с середины V до середины IV века до н.э. Начало развитию афинской демократии было положено реформами Солона, и развитие это прошло длительный путь. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан». Перикл Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Несмотря на то, что гражданский коллектив не составлял всего населения полиса. Кроме граждан, в афинском полисе проживали метеки, многочисленные рабы, которые вместе составляли более половины населения полиса. В отличие от древневосточных монархий, которые оперировали понятием «подданный», греческая политическая мысль и мировоззрение выработали понятие «гражданин». Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности. Полноправный гражданин Афин: 1. Житель Аттики. 2. Оба родителя имели гражданские права. Его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В список включались юноши и девушки, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Затем они проходили обучение в районе Пирея под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из наиболее уважаемых афинян. Юноши – эфебы – обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Также большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей. После окончания срока обучения учителя отчитывались о результатах своей деятельности в народном собрании. О том, какая ответственность была возложена на учителей, и как общество оценивало их работу, говорит тот факт, что на их содержание государство выделяло такую же сумму, как и на содержание члена важнейшего органа афинской демократии – Совета 500. К 20 годам обучение эфеба заканчивалось, и он становился полноправным гражданином. I. Гражданское полноправие включало совокупность, как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее важными правами были: 1. Право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека. 2. Право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений. 3. Право на ношение оружия и службу в ополчении. 4. Право на участие в делах государства (в Народном собрании, Совете 500, выборных органах). 5. Право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах. 6. Право на защиту и покровительство афинских законов. Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина. 1. Афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке. 2. Афинский гражданин был обязан приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах. 3. Афинский гражданин был обязан защищать родной полис от врагов с оружием в руках. 4. Афинский гражданин был обязан повиноваться законам и избранным властям. 5. Афинский гражданин был обязан принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Вывод: Идеалом полноправного гражданина афинского общества был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый и получивший определенное воспитание.
|