Студопедия — История мировых цивилизаций (Клепиков В.М.) 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История мировых цивилизаций (Клепиков В.М.) 8 страница






59 УСТАВ 1824 ОБ ОРЕНБЕРГСКИХ КИРГИЗАХ

В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялась из Пограничных комиссии.
По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны - правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела.
Правители части жуза назначались только Оренбургским губернатором, а остальные должностные лица - Пограничной комиссией. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», ведение всех крупных дел предусматривала военным судом или Пограничной коммисией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права.
В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов.
Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Какая цель преследовалась? Введение дистанционной системы преследовала цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль.
Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствие, которое могло возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитывать в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи.
Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов младшего и среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, по подсчетам военного топографа Какулина, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Еще один пример, земли, расположенные к западу от новой линии (между крепостями Оркской и Троицкой), более 10000 кв. км. изымались из пользования казахов. Казахские аулы подлежали выселению из этого района.
Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ.
Таким образом, земельные захваты, основание приказов, постройка военных линий, крепостей, форпостов и т.д. затронули жизненные интересы казахских масс, которые не могли добровольно расстаться со своими кочевьями и лишиться былой независимости. В результате народ восстал против колониальной политики царизма.
Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма.

46 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАЗАХОВ В 15-18 В

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное твор­чество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. Конец Х111 - середина XIX вв. - это период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранились несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманулы (1693-1787 гг.)., которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости, поддерживал хана Среднего жуза Абылая. Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богембая, Кабанбая, Жаныбека. В песнях «Желание», «Әй, Абылай», «Смерть высокой горы» и других он в стихотворной форме образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющем в себе все три казахских жуза. Во времена, когда Казахстан был обессилен набегами внешних врагов и внутренними междоусобицами, самым сильным из ханов был Аблай. Бухар воспевал образ хана как деятеля как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа, одобрял его политику лавирования между Россией и Китаем.Сочинения Бухара, который, благодаря своему таланту, пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и крупных феодалов, но и народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Песни других жырау – Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша – сохранились отрывочно. Известна жоктау- поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Он создает яркий, впечатляющий образ Богембая. Богембай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.Крупным певцом – импровизатором и сказителем XVIII в. был Таттикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склоняться ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.Певцы Шал, Котеш, Жанкиси- жырау, жившие в начале XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков.Песни акынов – импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке. Актамберды – жырау (1675-1768гг.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству, к воинской отваге, доблести. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы – импровизаторы и сказители, чьи песни и сказания дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово- бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, полнее раскрывалась жизнь народа, несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII- начале XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы.

16 ХОЗЯЙСТВО ГОСУДАРСТВ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основным видом хозяйства тюрков было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как - Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья. Традиционно выращивалось четыре вида скота.

В историческом памятнике “Письмена Культегина” встречаются сведения и о городских поселениях. Это доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях, и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельствуют об этом найденные при археологических раскопках в Жетысу, В Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зимовок – кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ современного города Тараз.

 

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой. Главным видом хозяйства являлось скотоводство, основанное на сезоном выпасе скота. Обедневшие люди, не имевшие скота, занимались земледелием. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Алмалык и др. Появление множество поселений вокруг этих городов свидетельствует о заметном развитие оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремёсел.

 

Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования.

Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через каган проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судя по находкам, обнаруженных в ходе археологических раскопок, в каганате чиканели свои монеты (на монетах имеются надписи “деньги Тюргеш-кагана” или “деньги тюркского кок-хана”, они были выполнены согдийскими письменными знаками). Несмотря на недолгое существование, каганат мог организовать выпуск собственных монет и активно наладить международные связи, что благоприятно сказывалось на экономическом и культурном развитии каганата.

 

Хозяйство карлукского каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие.

Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.

По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.

Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.

 

Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. У полукочевых племен огузов были свои постоянные сезонные пастбища. Огузы перемещались с одного места в другое, на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Они выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупного рогатого скота).

Огузы занимались не только скотоводством, часть из них и полуоседлым земледелием. Расселялись огузы общинами. Как свидетельствуют письменные источники, у огузов было много городов, они тянулись один за другим в северном и восточном направлениях. Археологические раскопки и письменные источники полностью подтверждают оседлый образ жизни некоторой части огузов, что они занимались поливным земледельем. На месте этих древних огузских городов найдены следы каналов, арыков и плотин, установлены места постоянных поселений огузов.

Основным, относительно высокоразвитым, видом промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь и посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую и т.д. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрт, ковры и т.д.

45 ХОЗЯЙСТВО И БЫТ КАЗАХСКОГО НАРОДАВ 15-17 В

Основным занятием казахов было пастбищное скотоводство. Скот доставлял и продукты питания, материалы для одежды и жилища, а также служил им предметом и средством обмена на предметы первой необходимости с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот занимал в хозяйстве казахов незначительное место, так как он не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма из-под снега. Ведущее место по хозяйственному значению занимали овцы (пища, кожа, шерсть, из бараньего сала и золы пахучих трав казахи изготовляли хозяйственное мыло). Степные кыпчакские овцы отличались выносливостью, крупными размерами и хорошими мясомолочными качествами. Пастухами овец в основном были невольники из числа пленников, дети-сироты. В жизни кочевника исключительную роль играла лошадь. Лошади разделялись на вьючных(рабочих), верховых и скакунов-аргамаков. Страна Дешт-и-Кыпчак производила так же очень породистых лошадей и чистокровных скакунов с длинной шеей издавна были известны в Кыпчакских степях. Для кочевников скотоводства характерно табунное содержание лошадей. Табунная лошадь называлась жылкы, в отличии от ат лошадь верховая, вьючная, и вообще лошадь. Гурт кобылиц (12-15) непременно с одним жеребцом составляет костяк (). Жеребец сгоняет кобылиц вместе. Несколько косяков составляют табун. Значительное место в хозяйстве казахов занимало верблюдоводство: незаменимы при перекочевках. Шубат ценился наравне с кумысом. Скот был частносемейной собственностью. Зато право общественного пользования пастбищами (отлаг) принадлежало всем свободным членам кочевого общество. Однако, общинное пользование территорий выпасов не нарушало обычаев потомственного владения пастбищами родов и племен, составлявших население улуса и каждый улусный султан со своим народом пребывал в какой-либо местности. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезоном года. Зимовки казахов в XVI веке располагались в Каракумах, на берегу озера Балхаш, реки Яик. В декабре кочевники защищали забоем скота для снабжения себя продовольствием на зиму. Зима была не только трудным для хозяйства кочевников временем года, но и самым опасным в военном отношении насколько можно судить по свидетельству летописцев, походы кочевников обычно предпринимались именно зимой, когда улусы размещались в разброс. Весну встречали с радостью. Производилась стрижка скота. Дома-повозки, как основной вид жилища и транспорта, вышли из обихода кочевников в XVII в.. Издавна казахи занимались и земледелием, но в разных регионах Казахстана хозяйства оно было распространено крайне неравномерно. В Жетысу и Южном Казахстане земледелие имело важное хозяйственное значение. Была распространено индивидуальная и коллективная охота с ловчими птицами, с борзыми собаками и загоном. Значительное место в хозяйстве занимали различные ремесла и промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства (выделка кожи, войлока). Техника тиснения, аппликации, узорное шитье у кочевников. Доля участия женщин в хозяйственной деятельности значительно превышала трудовой вклад мужчин. Мужчина изготавливал предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, шили сапоги, упражнялись в стрельбе, охотились на зверя и птицу

3 ХОЗЯЙСТВО И БЫТ ПЛЕМЕН САКСКОЙ ЭПОХИ

В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона. Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории»Геродот называл саков массагетами.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда. они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями. Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству. Велика была роль народного собрания. Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы.

Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. Геродот писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей».

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат(Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области.

В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. ЦарицаТомирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог.

В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунхапотерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню.

В 330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток.

Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость - цитадель со стенами, вышками, рвом

10 ЭТНОПОЛИТ ИСТОРИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЮРКСКОГО КАГАНАТА

Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов.

В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая]. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом.Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор. После завоеванияСредней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. В 568 г был заключен торговый договор и военное соглашение против Ирана. Благодаря завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганатКаган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате —шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.

Тюркский каганат - это первое государство на территории Казахстана. Основатель - Бумын каган (552-553). Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. Китайцы тюрков называли потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, а затем господствующие племена.• Тюркский каганат достигает политического господства в Центральной Азии при Мукой кагане (553-572). Тюрки покоряют племен киданей "в Маньчжурии, кыргызов на Енисее и северокитайское государство.Основными противниками тюрков в Средней Азии было - государств зфталитов, владе­ния которых простиралось от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561-563 гг. тюрки заключили союз с Ираном против эфталитов. В 564 г. войско шаха Ирана Хосрова Анушнрвана отняло важный стратегический район эфталитов - Тохаристан. В 565 г. в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 г. под Бухарой. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами Великого Шелкового пути.• Тюрки и племена согдийцы находившиеся под властью тюрков были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 г, Истеми каган направил тюркское посольство во главе согдийским купцом Маниахом в столицу Византии в г. Константинополь. В переговорах с императором Византии Юстинианом II было заключено:а) торговое соглашение;б) военный договор против Ирана. В результате Византийско-тюркского союза -Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. • В 575 г. Иран и Византия объединяются против тюрков. В ответ на это в 576 г. конница тюрков разгромило вассалов Византии - Киммерийский Босфор, предпринимают победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. • Однако могущество тюркской державы пошатнулось вследствие междоусобиц. При правлении каганов Истеми и Тюрксафны происходит ослабление Тюркского каганата. Основные причины ослабления: -усиление междоусобных войн;- обострение социальных противоречий; наступление Китая на границы каганата;-войны с соседними странами.В 603 г. Тюркский каганат распался на 2 части: западный и восточный. Территория Казахстана вошла в западную часть Тюркского каг-а.

 

История мировых цивилизаций (Клепиков В.М.)

 

 

1.Понятия античность, античная цивилизация.

Анти́чность (восходит к лат. лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово равнозначно русскому «древность»; однако обычно оно употребляется в особом значении — «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Центром античного мира стали Греция и Италия, но его влияние распространялось на обширные территории вокруг Средиземного моря. Античное общество в период его наивысшего расцвета охватывало пространства от Британских островов до Нильских порогов, включая пески Сахары, и от Испании до Месопотамии. Завоевания А.Македонского раздвинули границы античного мира вплоть до Индии и Средней Азии. На этих землях античное общество существовало вместе с очагами древнейших цивилизаций Востока и многочисленными варварскими народами, еще не вышедшими из первобытной стадии развития. От зарождения до гибели античного общества прошло более 15 веков – с XI в. до н.э. по V в.

В античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на античность приходится несколько тысячелетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды. В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом.

1. Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) зарождение Греческого государства

2. Классическая античность (I в. до н. э. — II в. н. э) — время единства греко-римской цивилизации,

3. Поздняя античность (III—VI вв. н. э.) — распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи). Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков.

 

2.Понятие античный полис.

ПОЛИС - независимый, самоуправляемый город, государство с многими признаками

общины. Государственная власть могла принимать разнообразные формы: де-

мократия, тирания, аристократия, алигархия, монархия. Но строго соблюда-

лись равноправие и свобода граждан полиса. Они считались свободными и по

природе, в основе свободы и равенства лежала частная собственность.

Политическая действительность античной Греции в пору ее расцвета (так называемая

классическая эпоха, V-IV вв. до н. э.) характеризовалась прежде всего существованием массы независимых городов-государств, полисов, организованных как суверенные

гражданские общины, в которых сплоченные в замкнутую привилегированную группу граждане противостояли остальной массе неполноправного или вовсе даже бесправного эксплуатируемого населения - переселенцам из других городов и рабам. Полис - это факт общественной жизни Древней Греции, но вместе с тем это и теоретическое понятие, выдвинутое первоначально самими же древними, а затем возрожденное и развитое наукою нового времени. Центральное положение темы полиса в общественно-политической мысли классической древности, большое внимание, уделяемое этой теме также и учеными нового времени, более того, выдвижение ее в современном антиковедении на первый план как важнейшей исторической проблемы, характеризующей существо античной цивилизации, - все это требует и от нас некоторого предварительного пояснения как самого понятия полиса, так и всей связанной с ним научной проблемы.

Самое слово "полис" означает по-гречески "город". Семантически оно вполне соответствует этому русскому понятию, обладая схожим кругом более конкретных, исторически развившихся значений. Забегая вперед, отметим главные из этих значений в том порядке, как они развились в соответствии с развитием самого древнегреческого общества. Первоначально, в гомеровское время (XI-IX вв. до н. э.), слово "полис" могло означать просто огороженное, укрепленное место, оплот племени во время войны, постепенно становившийся его постоянным административным центром, то, что по-русски лучше было бы передать как "городище".

Затем, в архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н. э.), полисом стали называть и то более обширное и более развитое поселение, которое выросло под защитою этого древнего городища. Последнее стало теперь "верхним городом" - акрополем, тогда как разросшийся торгово-ремесленный посад образовал вместе с ним город в собственном, или, как иногда говорят, социологическом, смысле слова, т. е. центральное поселение, средоточие торгово-промышленной и административной деятельности, противостоящее в качестве такового более или менее обширной сельской округе.

Одновременно с этим слово "полис" стало обозначать и государство, поскольку в классической древности оно практически совпадало с городом и контролируемой им территорией, и даже - и это, с точки зрения существа античной цивилизации, самое главное - коллектив граждан, представляющий это государство и совпадающий с ним.

Представление о полисе как о суверенном коллективе граждан, как о гражданской общине, опирающейся на город и воплощающей в себе государство, эмпирически пролагало себе путь уже и в ранней греческой литературе. Так, уже на заре новой греческой цивилизации и, несомненно, в русле проложенного ею нового ценностного отношения к человеческой личности и гражданскому сообществу у лесбосского поэта Алкея находит отражение мысль о решающем значении в государстве не городских стен и башен, а ополчения сограждан:

Города, в которых практиковался режим полиса, считались союзниками царя. Основным органом власти в них по традиции являлось народное собрание, которое самостоятельно принимало важнейшие решения, избирало городских служащих и городские советы ("булы"), отвечавшие за ведение текущих дел города. Следует иметь в виду. что в эллинистических государствах Востока полисы являлись чуждым и ненавистным местному населению меньшинством. В связи с этим их положение всегда было довольно небезопасным.

Безопасность полисов зависела прежде всего от военной поддержки, которую предоставлял им монарх. Это. разумеется, в определенной степени подрывало их независимость. Для обеспечения своего влияния в полисе цари оказывали воздействие на процесс избрания важнейших городских служащих, а в некоторых случаях даже навязывали полисам выгодную им городскую конституцию. В каждом из городов постоянно присутствовал особый царский наместник, точка зрения которого являлась решающей. В некоторых случаях вмешательство монарха в дела города носило "священный" характер, так как в описываемую эпоху было принято обожествление царей. Этот феномен являлся следствием определенных воззрений, бытовавших среди греков и ранее, однако решающее влияние в его формировании оказала атмосфера Востока, где издавна было принято видеть в царе бога.

Несмотря на все вышеописанные ограничения, внедрение полисов вызвало колоссальные перемены в жизни народов Востока.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 219. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия