Студопедия — История мировых цивилизаций (Клепиков В.М.) 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История мировых цивилизаций (Клепиков В.М.) 4 страница






В этот критический период только большое личное мужество, политическая мудрость, непреклонная воля Президента страны Н.А. Назарбаева, хорошо владеющего знаниями законов диалектики развития общества, общественного прогресса, позволили начать планомерный, поэтапный процесс разгосударствления и приватизации в республике.

Следующим этапом была принятая в марте 1993 года «Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы».

В развитие существующей законодательной базы процесса приватизации, в декабре 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О приватизации», положивший начало нового, третьего этапа приватизации согласно утвержденной в феврале 1996 года Программе приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы. Особенностью этого этапа был переход к реализации секторных программ приватизации как в социальной сфере, так и стратегических отраслях экономики.

Принятие программных, законодательных актов по вопросам управления госимуществом и приватизации постоянно сопровождалось разработкой целого комплекса подзаконных нормативных документов, регулирующих эти процессы.

Вышеизложенное дает основания для утверждения, что вопросы управления госимуществом и его приватизации в Республике Казахстан с самого начала имели и имеют основательное, выверенное в соответствии со Стратегическими планами развития республики, комплексное концептуальное, программное, законодательное, нормативно-методическое обеспечение с учетом реалий времени и перспектив социально-экономического развития государства.

49 ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО АГРЕССИВНОЙ ПОЛИТИКИ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА В 40 Г XVII. ОБОСТРЕНИЕ КАЗАХСКО ДЖУНГАРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО 2-ОЙ ПОЛ XVII

Так, в 1635 г. на западе Монголии или в северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство – Джунгарское ханство, состоящее из монголо-ойратских племен: хоитов, дэрбэтов, чоросов, хошуотов и торгутов. Основу экономики Джунгарского ханства составляло экстенсивное кочевое скотоводство, как и у соседних казахов, халхасов, алтайцев.Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратов после неудачных набегов на казахов попали в зависимость от казахского хана Тауеккеля. Сам Тауеккель в своих грамотах в Москву именует себя «царём казацким и калмыцким». Потерпев тяжелое поражение в войне с Цинской империей (1690 – 1697 гг.), джунгарские феодалы пытались возместить утраченное за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. тумены ойратского хунтайджи Цэван-Рабдана вторглись в кочевья Старшего жуза, что положило начало новой полосе вооруженных столкновений между ойратскими (калмыцкими) и казахскими феодалами. Именно с этого времени джунгарская опасность начала превращаться в главную опасность, угрожающему самостоятельному существованию Казахстана. Новая волна.джунгарских нападений на Казахское ханство связана с именем Галдан-Бошохту хана. К 80-м годам XVII века казахи были вытеснены джунгарами из Семиречья, потеряв здесь как оседлые центры, так и богатые пастбища. «С тех пор власть ойратов в Семиречье никем не оспаривалась, и многочисленные войны их с казахами,монголами и китайцами не имели отношения к этой области» (Бартольд). В 1681-1684гг. Галдан совершает крупные походы на юг Казахстана, а в 1684 году былразрушен город Сайрам. Казахам во главе с Тауке ханом с большими трудностями удалось стабилизировать обстановку на восточных границах. 8 переговорах конца 80-х годов впервые мы встречаем, имя казахского бия и оратора Каз дауысты Казыбека. В 90-х годах XVIi века война с Китаем отвлекла Галдана Бошохту от агрессивных действий в отношении казахских владений. Но в начале XVIII века Цеван Рабтан снова обратил свое оружие против казахов. В двух сражениях 1717 г. (на р. Аягуз) й 1718 г. (на pp. Боген, Шаян, Арыс) казахское ополчение потерпело сокрушительное поражение. Во главе казахского войска мы видим двух ханов - Кайыпа и Абулхаира, возвратившихся бесславно в свои улусы. Что стало причиной поражения, нам неизвестно. Возможно, сказалась дезорганизованность казахов по причине внезапности нападения, а может быть, и отсутствие сильной центральной власти, несогласованность в действиях ханов, зависть.

69 ПРОСВЯТИТЕЛЬСКАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБЩ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. АЛТЫНСАРИНА

АЛТЫНСАРИН (20.10.1841-1889) - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Окончил Русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем-казахом. С 1879 инспектор казахских школ в, Тургае. Разработал систему школьного образования для казахского народа, включающую двухклассные училища-интернаты (по одному на уезд) и волостные русско-казахские школы-интернаты (для казахских кочевий). За время деятельности Алтынсарина в Тургайской области было открыто 4 двухклассных училища (с интернатами для казахских мальчиков), 7 начальных волостных школ, Орская казахская учительская школа, ремесленное училище в Тургае, женская школа-интернат в Иргизе. Алтынсарин боролся против вековой отсталости и религиозного мракобесия, пропагандировал демократическую русскую литературу, используя педагогический опыт К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др. Демократическими и гуманистическими принципами проникнуты его первые учебники ("Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", 1879), художественные произведения и переводы для казахских детей. "Киргизская хрестоматия" (1879) составлена на русском алфавите из переводов, басен и рассказов, написанных самим Алтынсариным на казахском языке. Переводил Л.Н.Толстого, И.А.Крылова.

Ыбырай Алтынсарин (1841-1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Киргизская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), автор басней и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов. Открыл четыре двухклассных центральных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург. Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи. Алтынсарину было присвоено звание статского советника.

118 РАБОТА НАЗАРБАЕВА В ПОТОКЕ ИСТОРИИ

История казахского народа уникальна как по эволюционному развитию, так и по содержанию. Она насыщена величайшими испытаниями на проверку качества, стойкости, мужества и достоинства казахов. Не раз мы оказывались на грани полного исчезновения, но всегда находили в себе силы для возрождения. История помнит о том, как казахи, подобно птице Феникс, вновь возрождались из небытия и начинали свое движение в великом караване мировой цивилизации.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге "В потоке истории" подчеркнул, что "принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этнокритическое государство, а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей.Книга Н.Назарбаева, во многом является результатом осмысления, посвященной нацио­нальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего.Н. Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном. Рассматривая любую проблему, Н. Назарбаев остается в первую очередь представителем своей страны, патриотом, сыном казахского народа. Так что главная тема его творчества, можно смело это сказать, -Казахстан, его прошлое, его настоящее и пути будущего развития.

Президент лично отвечает за то, чтобы его нация не исчезла в ближайшие 100-200лет, как это было со многими тюрками Алтая в этом веке, а как максимум, расцвела и заняла достойное ее истории место в мировой семье других народов. Задача состоит в том, чтобы суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории. В тоже время движение на этой огромной и динамичной «магистрали современности» не позволяет пользоваться архаическими методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее. Эта дилемма не столь проста, как представляется на первый взгляд. Вне осознанного отношения к истории невозможно даже осмыслить эту дилемму. Это и послужило побудительным толчком обращения к некоторым фундаментальным урокам прошлого. Простые и вечные вопросы — кто мы и откуда, куда ведет нас порой мистически туманный, а порой ослепительно очевидный дрейф истории? Ответить с исчерпывающей ясностью на эти вечные для каждого народа вопросы может только сам творец. Историк или писатель, взваливая на плечи эту нечеловеческую задачу, всегда рискует остаться в памяти последующих поколений наивным мечтателем. Зачем же политику браться за столь хлопотное дело? Как говорится, «Что ему Гекуба?». Дело хлопотное, но абсолютно необходимое. Ведь история не как предмет археологических изысканий, а как способ понимания современности всегда несет в себе капризный плод по имени «политика». Самые острые вопросы нашего бытия за несколько сотен дней до третьего тысячелетия — в чем состоит наша национальная идентичность, какая модель отношений культур современного Казахстана оптимальна, какие скрепы держат наше национальное сознание, как сохранить в стремительно меняющемся мире свое национальное «Я» — ведь все это вопросы политической реальности, но ответ затаился не столько и не только в современности, сколько в темных и прозрачных водах истории... Судьба последнего номадического материка в центре Евразии, национальное самосознание и тайна могильников на семи холмах, тоталитаризм и великий правитель диаспоры современного Казахстана и средневековая Индия, национальная консолидация и «Алаш» — все это причудливым образом переплелось в истории великого народа, давая силы и в непростые дни, переживаемые нами сегодня...

119 РАБОТА НАЗАРБАЕВА КРИТИЧЕСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

В 2003 году в свет вышла книга Президента Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие», котора посвящена анализу таких явлений, как глобализм и международный терроризм, а также проблемам развития мира и нашей страны в условиях быстроменяющейся обстановки в предстоящем «критическом десятилетии». Говоря о международном терроризме, президент отмечал, что это хроническая болезнь организма мирового сообщества, зараженного политическим, социальным и экономическим неравенством. Далее Н.А. Назарбаев писал, что терроризм – это война, и как во всякой войне мы члены антитеррористической коалиции. 11 сентября 2001 года мир потрясла так называемая «ассиметрическая» война. Война между экстерриториальной организацией без регулярной армии с державой мирового уровня. Самым чудовищным и жестоким образом о себе заявила новая геополитическая сила – международный терроризм. Впервые в таком глобальном масштабе люди планеты ощутили присутствии врага, приносящего смерть и разрушение, который в своем черном деле не знает меры: он не признает международного права, его не могут остановить или быть более осторожным государственной границы и он не боится «Гарантов мира», какими бы сильными они ни были. Подробному анализу проблем терроризма и борьбы с ним посвящена глава книги «Империя страха и риторика террора». Н.А. Назарбаев, опираясь на исходное, фундаментальное положение о том, «что религия для всех народов – это не средство и мотив выживания», вторую главу своей книги назвал «В религии экстремизма нет». Следующая глава «Зона особого внимания» посвящена болезненной для современного мира в целом и любого государства в отдельности проблеме – наркомании. Президент привел ужасающие факты: в начале третьего тысячелетия 142 миллиона жителей планеты регулярно и активно потребляют марихуану, 30,5 миллионов человек одурманивают себя амфетаминами и синтетическими наркотиками, 13,4 миллиона человек потребляют кокаин и 8 миллион граждан потеряли всякий человеческий облик в паутине героина и опиатов. Картину усугубляют потребляющие экстази, психотропные препараты и прочие новые наркотики, которые дополняют уже известные – 130 видов наркотических средств, 120 видов психотропных веществ и 18 видов так называемых прекурсоров. И, наконец, заключительная глава книги «Пути безопасности» содержит конкретные предложения и меры по реальному и адекватному современным императивам наполнению понятия и феномена «коллективная безопасность».Новая монография главы нашего государства представляет собой глубокие философские, стратегические и тактические рассуждения государственного руководителя о самых актуальных сегодня проблемах. Президент страны ответственно анализируют не только прошедшие, исторически очень важные годы, но и настоящее, а главное, будущее нашей страны. В пяти главах книги «Критическое десятилетие» автор излагает свое видение обозначенных проблем, и делает он это в чётких параметрах времени, пространства, событий и фактов т.е. обозначает этим свой системный, обобщающий подход ко всем явлениям.

Прошедшие 10 лет были трудным временем становления государственности для стран бывшего СССР, но не менее сложными они были для всего мира. Рухнули привычные стереотипы о безопасности, планета столкнулась с новыми вызовами времени - такими, как международный терроризм, религиозный экстремизм, наркомания и наркобизнес. И то что, Нурсултану Назарбаеву удалось провести детальное исследование причин возникновения этих угроз, делает его книгу бесценной, отмечали первые читатели. Раскрытые в ней проблемы затрагивают каждую страну, а по сути - каждого человека
- В книге глубокий анализ прошедших событий сплавлен с нацеливанием на решение этих задач. Она станет пособием для тех, кто занимается безопасностью. Несомненно, сам Нурсултан Назарбаев, его эрудиция, широта взглядов - все эти качества нашли отражение в книге, которая будет интересна для широкого круга читателей, - отметил Валерий Николаенко, генеральный секретарь Совета коллективной безопасности стран-участниц ДКБ.
Одна из глав новой книги посвящена Каспийскому морю. Регион Каспия рассматривается как важный не только потому, что здесь есть нефть, но и потому, что это зона потенциального конфликта. Азия вообще регион, где больше всего живет людей, больше всего сосредоточено мировых запасов минеральных ресурсов и больше всего существующего потенциала для конфликтов. Нурсултан Назарбаев исследует, что стоит за религиозным экстремизмом и международным терроризмом.
- В своей книге Нурсултан Абишевич детально исследует терроризм. В книге убедительно раскрывается сущность этого опасного явления, которое уже назвали "чумой 21 века", - подчеркнул Касымжомарт Токаев, Госсекретарь, министр иностранных дел РК.
То, что тема сохранения мира и межконфессионального согласия прозвучала сегодня в Алматы, в резиденции казахстанского президента, было знаковым явлением. Многие мировые политики не раз признавали, что казахстанская земля, на которой в согласии живут люди, исповедующие разные религии, стала удивительным примером для всего человечества. Даже глава Ватикана одобрил, что Казахстан может стать самым удачным местом для проведения международных форумов, нацеленных на обеспечение диалога цивилизаций и религий. Завтра в Алматы откроется первая подобная конференция. Поблагодарив своих первых рецензентов, Президент сказал, что он не писатель, и у него было мало времени, но, имея богатый материал, он попытался рассмотреть 5 самых важных проблем - Каспийский регион, международный терроризм и религиозный экстремизм, наркоманию и коллективную безопасность.
- В прошлом году в Йоханессбурге я ставил вопрос о неравенстве в мире. Один миллиард 200 миллионов человек сегодня живут ниже черты бедности, 800 миллионов человек не имеют нормальной питьевой воды. Ежегодно на планете 40 миллионов детей погибают от нищеты и голода. Если бедному человеку, у которого нет работы, дать в одну руку хлеб, а в другую - автомат, он вынужден будет пойти воевать. Некоторые лидеры западно- европейских государств говорили, что это не главное. Вот бен Ладен – богатый, но занимается терроризмом. Но он дает деньги, чтобы автомат получил бедный человек. Я думаю, в мире все политики должны об этом задуматься,- сказал Нурсултан Назарбаев, Президент РК.

22 РАЗВИТИЕ ЗЕМЛИДЕЛИЯ НА ТЕР-РИИ КАЗ-НА 6-15 В

Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры.В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано главным образом, сокращением поголовья скота у части населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.Земледелие было распространено по берегам Сырдарьи, в долинах, Чу, и Таласа, предгорьях Алатау. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень.В оседло-земледельческих районах развивались садоводнечество, виноградарство, огородничество, бахчеводство. При раскопках Тараза обнаружены косточки фруктовых деревьев-абрикосов, слив, вишни, бахчевые - дыни, арбузы, а также винограда и подсолнечника.

Земледельческие районы Казахстана.

Климатические усло­вия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, ороси­тельные сети. При этом использовались каналы, прорытые в пред­шествующие времена. Кроме магистральных каналов и арыков строились водохранилища.Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII-XII вв.В X-XII вв. были сооружены магистральные каналы, питав­шие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегист­рированы каналы длиной до 20-30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические тру­бопроводы, чигири - устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние.

В целом, оседло-земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники - земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности еще более укреплял эту связь

115 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА

В целом, современные культурные процессы в Казахстане отражают происходящие в стране позитивные перемены, связанные с углублением демократических реформ. Безусловно, развитие отечественного образования, науки и культуры не происходит без сложностей, трудностей и негативов, о которых нередко говорится в специальной литературе, средствах массовой информации. Среди них чаще называются такие: упало финансирование учреждений культуры, науки, образования; усилилась их коммерциализация; вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность работников этих сфер и др.Говоря о задачах и перспективах развития общеказахстанской, в том числе и собственно культурной казахской модели Президент нашего государства Н.А.Назарбаев в своей работе «В потоке истории» сказал: «Задача скорее состоит в освоении нового культурного опыта, в национально-культурной интерпретации ежедневно возникающих артефактов… Выстраиваемая общеказахстанская культурная реальность не должна быть замкнутой в пределах нашего государства культурной системой. Её базовая характеристика – принципиальная открытость и направленность на диалог с другими культурными потоками».Выступление Президента Н.А. Назарбаева на расширенном заседании Общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие» (Астана, 13 июня 2008 г.) является наиболее полным ответом на вопрос о перспективах и значении данного проекта. В тоже время нижеприводимые слова Главы государства характеризуют современный процесс взаимодействия государства и общества в Казахстане. Президент акцентировал внимание на том, что в наши дни все большую актуальность приобретает современная история Казахстана. О древности будут писать всегда, она привлекает и ученых, и людей искусства. Теперь пришло время задуматься, что мы, сегодняшние созидатели, оставим нашим детям и внукам. Каждому поколению надо уметь сохранять свое культурное достояние. Мы смогли создать свободное суверенное государство, и мы должны быть озабочены тем, какие произведения мы напишем о нашей эпохе, какие артефакты создадим. Культура - очень емкое понятие, объединяющее широкий спектр дисциплин: это этика, этикет, наука, язык и искусство. Видение Нурсултаном Назарбаевым культурного наследия именно в формате его современности, в связи с днем нынешним, раскрывает новые перспективы развития программы «Мадени мура». Овладение культурным наследием – это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения. В этой связи Президент сказал: «С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан в мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу, - сказал Президент. Он обязал Министерство образования и науки для всестороннего обсуждения этого вопроса и принятия соответствующего решения составить планы работ на долгосрочную перспективу и начать их реализацию».Комплексное решение обозначенных выше проблем в рамках Государственной программы «Культурное наследие» продолжает способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана.Объявление государственного суверенитета и независимости Республики Казахстан внесли коренные изменения в понимание задач культурного строительства в новых условиях и перспектив дальнейшего развития отечественной культуры. «Развитие культуры Казахстана должно служить идее консолидации казахстанского общества, где наряду с утверждением межнационального согласия очень важным является укрепление внутринационального единства… задача состоит в том, чтобы национальная идея сыграла объединяющую, конструктивную роль». Последние годы в развитии различных жанров и направлений отечественной культуры были отмечены новым рывком в понимании задач культурного развития, как со стороны государства, так и народа Казахстана. Успехи КЗ в области соц-эконом и политических реформ неминуемо сказались на культурных процессах. Если в первые годы независимости историческая миссия культуры была направлена на укрепление основ возрожденной государственности казахского народа, то сейчас ее задачи состоят в определении места Казахстана в системе современных мировых культурных процессов. Стратегия страны на вхождение в число 50-ти наиболее развитых стран мира определяет и горизонты перспектив культуры современного Казахстана. На протяжении 15-ти лет в нашей республике строится демократическое общество с многоукладной, рыночной экономикой, открывающей человеку возможности для реализации его экономических, социальных, национальных, политических и культурных интересов в общемировой цивилизации. В дело утверждения и укрепления процессов суверенизации и независимого развития нашего государства вносят посильную лепту все без исключения отрасли культуры и жанры искусства Казахстана

98 РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В 60-80 Г 20 ВЕКА

Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным.
Развивалась и казахстанская теоретическая наука. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10 840 кандидатов наук

В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. Своеобразным и интересным было творчество О. Сулейменова. Его книга-исследование "Аз и Я", вышедшая в 1974 г., стала объектом критики, была фактически запрещена. Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау). 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения.

В конце 50-х-начале 60-х годов была проведена радикальная реформа образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование. В Каз- не переход к новой системе был завершен в 1962-1963 гг. В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних спец. учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз. В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии. В 50-80-е годы развитие каз. советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г. Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко. В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. Своеобразным и интересным было творчество О. Сулейменова. Музыка, театр и кино. 50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли "Гульдер", "Дос-Мукасан", "Айгуль". Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы", С. Мухамеджанова "Айсулу", балеты Г. Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова "Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова. Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), "Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 216. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия