Студопедия — Этика стоицизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этика стоицизма






Эта философская школа получила признание сначала в Древней Греции, а затем и в Риме ее название происходит от портика Стоя в Афинах, где собирались сторонники этого учения Она основана Зеноном с Китиона (ми иж 336 и 332 - между 264 и 262 до н.э) в III в до но н. е.

Стоицизм (греч sto) - портик (галерея с колоннами в Афинах, где Зенон, основатель Стои, обучал философии)) - философское учение, согласно которому мир-космос находится в бесконечной пустоте, будучи живым с сферическим телом, разумным существом, которое организует все свои части в целесообразно упорядоченное циле.

Судьбу отдельного тела, за стоицизмом, определяет его природа, что целесообразно включается в всеобщую природу Важнейшим своей задачей стоицизм считал обоснование прочной и разумной основы нравственного жизни человека, которую видел в преодолении страстей, силе духа, оказывается в подчинении своей судьбе Основными достоинствами стоика было провозглашено устойчивость, твердость в жизненноті.

В развитии стоицизма выделяют следующие периоды: Древняя Стоя, Средняя Стоя, Поздняя Стоя (римский стоицизм)

Древняя Стоя (III-II века до н.э)

Главная роль в стоицизме отводилась этике, которой подчинялись натурфилософия (философия природы) и логика Согласно стоицизмом в мире существует жесткая, однозначная, неумолимая необходимость, не е имеет никаких исключений В этот роковой, заранее определенный поток бытия включена и человек, поэтому бессмысленными являются рассуждения о ее свободу, наличие у нее возможности выбора (а значит, и морали, вер в последовательно придерживаться этой точки зрения), о смысле человеческого бытия, поскольку жизненный путь каждого человека зависит не от нее Однако она имеет ум, а потому может осознать неотвратимость судьбы в этом в и заключается его свобода, которая является источником внутренней невозмутимости, спокойствия, стойкости духа человекдини.

Итак, каждый должен стремиться и стараться жить в согласии с природой с ее неумолимой необходимостью

Стоики представляли мир как единое тело, в котором действует всеобщий закон, который предоставляет всем сущем в нем целесообразный смысл: \"Закон этот - правильный разум\" Жить согласно природе означает руководствоваться разумом, щ что правит миром, а он является естественной характеристикой индивида Однако от природы разум существует лишь как возможность Добродетель, человеческая совершенство состоит в том, чтобы развить его до уровня мировых го разума \"Сама природа, - считал Зенон, - ведет нас к добропорядочности\", т.е. жизнь согласно природе тождественно жизни разумном, добродетельный розумному, доброчесному.

Основное положение этики стоицизма сводится к тому, что все сущее есть или благом, или злом, или ни тем, ни другим Благом считают такие добродетели, как понимание, справедливость, мужество, благоразумие т.п. Это не внешние относительно человека феномены, они выражают ее внутреннюю сущность, являясь как добродетельный поступок, добродетельный человек Взлом есть все противоположное благу: непонимание, несправедливость и др., тоб то пороки (в частности, порочный поступок, порочная человек) Ни то, ни другое - все, что не приносит ни пользы, ни вреда (жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, а также жности: смерть, болезни, муки, уродство, бессилие, бедность, слава, безриднисть т.д.) Природа (мир) и человек как ее звено не является ни добром, ни злоі злом.

Категории \"благо\" (\"добро\") и \"зло\" характеризуют отношение человека к миру и своей жизнедеятельности Только в области мотивации, внутреннего духовного мира она обнаруживает суверенность, свободу, возможность ь выбора, а следовательно, и добродетель.Человек не властен над обстоятельствами собственной жизни, его внешней сферой, однако она имеет полную свободу в оценке своих поступков и жизни общества м Счастье человека зависит не от ее реального положения в мире, а от того, как он воспринимает и внутренне оценивает свою причастность к нему бесстрастно, равнодушным является мудрец Он сознательно стремится освободить от аффектов (гнева, жалости, сострадания), что делает его умеренным, мужественным, благоразумным Свобода от таких кратковременных бурных переживаний по убеждениям стоиков, означает, что человек руководствуется прав ильного в моральном смысле знанием о том, что делать, а чего не делать,.

Основными достоинствами стоики считали понимание (мудрость), мужество, здравый смысл (умеренность, рассудительность) и справедливость, находящихся в единстве, при которой наличие у человека одной из добродетелей т свидетельствует о наличии всех остальных Они характеризуют не только правильное понимание, но и надлежащее поведение человека.

Четырем основным добродетелям противопоставляют основные страсти: желание, страх, наслаждение, скорбь Добродетели позволяют правильно оценивать поезда и делать выводы, насколько они соответствуют не от дповидають природе человека как живого существа Эти страсти к жизни и смерти, здоровья и болезней и других явлений, стоики считали равнодушными по отношению к морали явлениями, т.е. такими, которые не касаются сферы добра и зла Эти явления, по мнению стоиков, имеют определенные различия между собой Одним из них человек предпочитает, поскольку они ценны для нее как живого существа (здоровье, сила, богатство) других (бо роба, бедность и т.д.) - избегает, считая их вредными, не имеющих положительной ценности; третьи являются равнодушными не только по морали, но и в отношении естественных потребностей человека Добродетель имеет много с пильного с действиями, которым отдается предпочтение, однако не тождественна им: она проявляется в характере выбора, а не в его предмете Добродетельный человек ценит свои усилия на овладение отношении ценных остями, а не сами ценности Поэтому стоик не будет считать себя счастливым или несчастным из-за того, что получил или потерял какие-то благь блага.

Стоики более всего ценят не сама жизнь, а отношение к нему Оно должно быть осознанным, разумным, свободным, главное в нем - легко и с радостью воспринимать жизненные обстоятельства, поскольку они заранее в определены судьбой Сторонники этой философской школы оправдывали даже самоубийство, а некоторые из них (Зенон и Клеанф) именно так ушла из жизни.

Поскольку добродетель, согласно стоицизмом, тождественна апатии (свободном от аффектов, страстей состояния), то страсти его представители подвергали резкой критике, считая их неразумным, порожденным недостатков бнимы суждениями, движением души Однако для стоиков преодоление страстей не является самоцелью Подавляя их, они лишь демонстрируют, что моральные цели их деятельности находятся в гораздо более высоких сферах души, в уме, достигший тождества с умным устройством космосу.

Стоики не просто переносят добродетель в сферу мотивов, а поднимают ее над мотивами, рассматривают как мотив мотивов Поэтому мораль, по их представлениям, является третьей природой человека (Первая обусловлена??эмпирическим ним бытием, вторая - бытием социальным и культурным) есть человек как субъект нравственных отношений возвышается к осмыслению связей с космосом, приобщается к его всеобъемлющего ума, позитивного смыслу жизни, преодолевая свою ограниченность как индивида с телом, как носителя общественного бытия Человек поднимается до уровня гражданина космоса Это означает, что добродетель стоики считали самодостаточным феноменом.

Этика стоиков, признавая неотвратимость жестоких ударов судьбы, не проповедует, однако, кротости, не вызывает жалости к человеку Напротив, внутреннее согласие стоиков со своей судьбой наполняет их особым ной гордостью, силой и стойкостью Они рассуждают не о том, что следует делать, чтобы стать добродетельным, а о том, как должен действовать добродетельный человек Ведь жить по заранее намеченному судьбой жизненным планом означает выполнять свой Обязательность.

Образцом сосредоточения всех добродетелей в одном человеке стоики считали мудреца, который достиг атараксии, т.е. покоя Он бесстрастный, искренний, верный долгу, ни при каких условиях не унывает, ничему не удивляется Только мудрец является действительно свободным, поскольку живет по законам мирового, космического разума, который подсказывает ему, что все в мире зависит от высших сил, а потому его и собственную судьбу он воспринимает как должное На ветвь если мир рухнет, мудрец бесстрастно погибнет под его развалинами Именно в этих измерениях стоики рассматривали проблему идеалу.

Как и эпикурейцы, стоики проповедовали апатию, и если эпикурейцы считали ее следствием бегства от мира, то сторонники стоицизма, наоборот, принятием мира, безусловной покорностью сущем как необходимом и надлежащем Мораль они рассматривали как силу, возвышающееся над личностью Больше всего ставили стойкость духа, а счастье отождествляли с добродетелью, то есть с силой духа ради нее готовы были пожертвования ать своей жизнью, а стоик-мудрец шел на это с радостью Правда, достичь мудрости, признают они, очень трудно, поэтому мудрецы, по их убеждениям, является богоподобным.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 135. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия