Студопедия — КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «Основы гендерной психологии»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «Основы гендерной психологии»

по дисциплине

«Основы гендерной психологии»

Вариант № 5

 

Выполнил: Вандышева Н.В.

Группа: 212С ПСДО

Преподаватель:

Курочкина И.А.

 

Екатеринбург, 2015

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………3

Задание 1 …………………………………………………………..…4

Задание 2………………..…………………………………………….9

Задание 3………………………..…………………………………..17

Задание 4………………………………………………………..…..22

Задание 5……………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………..…..37

Список используемой литературы………………………………..40

 

 

Введение

Изучение психологии мужчин и женщин их отличия друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевают значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны и оправданы мнения, суждения, действий мужских и женских групп на социально психологическом уровне. Являются ли эти различия в большинстве своём следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

 

Задание 1

Гендерная дисфория - (расстройство гендерной идентичности) — при трансгендерности состояние, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины.

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Гендерная идеология - система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих социальных групп - мужчин и женщин. В силу этого гендерная идеология является идеологией конструктивной, несущей новую культуру взаимоотношений во имя достижения социальных целей.

Гендерный конфликт - столкновение интересов или целей в области восприятия гендерных ценностей, ролей и гендерных отношений. Гендерные конфликты могут быть: внутриличностными; межличностными; межгрупповыми.
Эгалитарность - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Эссенциализм - (от лат. essentia — сущность), субстанциализм (от лат. substantia, являющегося переводом греч. ousia — сущность) — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств. Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской второй сущности, определявшей совокупность качеств вещи, её точность. Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой.

Основные положения версии экзистенциализма Симоны де Бовуар.

Бовуар (Beauvoir) Симона де (1908–1986) – французская писательница, теоретик экзистенциализма, основоположник радикального феминизма, спутница жизни Сартра. Окончила Сорбонну (1927). Преподавала в Марселе, Руане, Париже. Лауреат Гонкуровской премии. Основные сочинения: «Второй пол» (1949), «Приглашенная» (1943), «Мандарины» (1954), «Воспоминания примерной дочери» (1958) и др.

Согласно убеждениям Б., люди, существуя в «трагически двусмысленных» условиях и будучи при этом изначально свободными, призваны нести ответственность за «направление собственных жизней». Процедуры осуществления человеком морального выбора в той или иной ситуации в принципе не могут и не должны коррелироваться некими универсальными и поэтому недостаточными правилами. Наши поведенческие реакции целиком и полностью индивидуальны: характер и нравственность личности конституируются в процессе самого акта выбора. Ясные и однозначные правила игры элиминируют, по мнению Б., потребность в личных решениях. Этические императивы и максимы материализуются через человеческие поступки, ибо люди, вынужденные существовать в условиях вакуума моральных директив и отсутствия ответов на вопросы экзистенциального порядка, обретают свободу исключительно под давлением обстоятельств. Достижение же последней предполагает не устранение неизбывной амбивалентности жизненной ситуации, а экзистенциально-личное осмысление ее. (Такие взгляды Б., вкупе с аналогичными воззрениями основных представителей экзистенциализма, вызвали жесткую критику многих современников. Тезис Б. о том, что преступления против личности и собственности несоизмеримо простительнее неискупимых политических преступлений, поскольку последние посягают на смысл истории, был охарактеризован Марселем как проповедь позитивности и допустимости подчинения человека людьми, возомнившими себя избранными хранителеми смысла истории, доступного далеко не всем.) Свобода, по Б., не является потенциальным уделом каждого: «обречен на свободу» любой, осуществивший мужественный акт определения именно своей – уникальной – системы нравственных координат и, тем самым, оказавший сопротивление мировому злу. Формулируя главные основания феминизма («Второй пол»), Б. полагала, что быть женщиной означает не столько принадлежность к особой биологической категории людей, сколько причастность к особой социопсихической реальности – «женственности». В контексте модели мировосприятия мужчины, по Б., женщина понимается, в первую очередь, как существо, соотнесенное с ним, как определенная «инакость», как «другое». Такая ситуация одновременно порождает как «овещнение» женщины вкупе с утратой ею свободы, так и определенный набор сексуально-поведенческих и культовых преимуществ. По мнению Б., положение женщин в обществе качественно отлично от состояния человечества в целом, ибо мужчины сформировали мир, в котором женщина («иная») обречена, выступать «вторым полом». Не столько биология, с точки зрения Б., сколько традиционалистская женственная эмоциональность и сопряженная самооценка задают и предопределяют тип распределения социальных ролей в обществе. Несмотря на то, что исторический опыт, по Б., демонстрирует предельно широкий спектр жизненных позиций, которые могли занимать женщины, ни одна революция и ни одна освободительная доктрина не оказались в состоянии обеспечить реального равенства полов. Миф о женской природе, реконструируемый Б. на материалах творчества ряда авторов (в том числе, А.Бретона и Стендаля), по ее мнению, постулировал и укоренил в массовом сознании традиционный архетип о всеобъемлющей эмоциональности женской природы, о ее изначальной неидентичности мужчине. Б. в ходе исследования этапа детства и юности людей (особенно девочек), а также устройства и этапов возрастных (как правило, скачкообразных и внезапных!) изменений в устройстве женского тела сформулировала весьма пародоксальный вывод о том, что женщинами не рождаются, женщинами становятся. Репертуары достижения женщиной подлинного равноправия с мужчиной, по мнению Б., не могут быть парциальными: весьма значимое всеобщее экономическое освобождение должно быть дополнено культурно-нравственным переворотом.

Б. полагала, что приоритетный сексуальный инстинкт, присущий мужчинам, в конечном счете, уступает по биологической энергетике и психической значимости женской любви. Смыслом ее, по мнению Б., выступает обретение гармонии между женскими эротизмом и нарциссизмом, с одной стороны, и воплощение мистической ориентации любящих женщин на поиск Бога в предмете своей страсти. Не отвергая того обстоятельства, что сексуальные различия будут всегда оказывать значимое воздействие на отношения полов, Б. утверждала, что женственность, как особое социопсихическое свойство, не должна оставаться решающим инструментом самоопределения женщины в мире, равно как и компенсирующим механизмом в системе властных отношений между полами. Признание универсальной человеческой природы женщины и мужчины – основа того культурного переворота, который, с точки зрения Б., в состоянии предвосхитить истинную женскую эмансипацию. Как утверждала Б., «эмансипировать женщину – значит отказаться от того, чтобы ограничивать ее соотнесенностью с мужчиной, не отрицая эту последнюю пусть она будет независима, и тогда она будет существовать и для него тоже признавая друг друга за личность, каждый из них все же останется друг для друга иным». Судьба женщины, в контексте идей Б., не может оставаться уделом мужской половины человечества. Женщина обязана восстановить свое человеческое достоинство в процессе творческого самоутверждения, она в исторической перспективе, с точки зрения Б., не может не обрести подлинную свободу и равноправие.

 

 

Задание 2

Развернутый анализ материалов Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в декабре 1979 года, получившей название Женская конвенция или Билль о правах женщинкак комплексной стратегии внедрения проблематики равенства полов на все уровни общества.

I. Общие положения

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята ООН 18 декабря 1979 г, вступила в силу 3 сентября 1981 г.

17 июля 1980 г. СССР была подписана "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин". Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980 г. № 3565-Х с оговоркой по пункту 1 статьи 29 о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, сделанной при подписании, которая была снята указом Президиума ВС. СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI СССР. Настоящая Конвенция вступила в силу для СССР 3 сентября 1981 г.

Целью принятия Конвенции было ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин во всех сферах общества и обеспечение юридической защиты прав женщин. Данная Конвенция регулирует права женщин в отношении равенства по отношению к мужчинам и закрепление этих прав за женщинами, а так же обеспечение юридической защиты исполнения этих прав.

Одно из основных понятий, раскрываемых в Конвенции - "дискриминация в отношении женщин", которое означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

II. Основные положения

В основных разделах Конвенции рассматриваются действия выполняемые Государствами-участниками в отношении ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин во всех сферах общества и обеспечение юридической защиты прав женщин, а именно:

-осуждение дискриминации в отношении женщин во всех ее формах, проведение политики ликвидации дискриминации в отношении женщин, для этого Государства-участники обязуются включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа, так же принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин, установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

- воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством. Государства-участники обязуются принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия; изменить или отменить действующие законы, постановления, обычаи и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

- принять во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем, чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами;

- государства-участники обязуются принимать все необходимые меры на национальном уровне для достижения полной реализации прав, признанных в настоящей Конвенции.

Принятие государствами-участниками временных специальных мер для реализации целей Конвенции, направленных на ускорение установления равенства между мужчинами и женщинами, а так же принятие специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов и должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения. Так же Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин для достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее дискриминации женщин. Основной упор необходимо сделать на принципы семейного воспитания. Оно должно включать в себя: правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей, но во всех случаях интересы детей являются преобладающими. Необходимо принятие всех соответствующих мер для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Немаловажное значение Конвенция уделяет ликвидации дискриминации в политической сфере. Это проявляется в обеспечении женщинам на равных условиях с мужчинами прав: голосовать на всех выборах и быть избранными, участвовать в осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, представлять свои правительства на международном уровне и участвовать в работе международных организаций.

В соответствии с положением Конвенции женщинам гарантируются равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства. Ни вступление в брак с иностранцем, ни изменение гражданства мужа во время брака не влекут за собой автоматического изменения гражданства жены, не превращают ее в лицо без гражданства и не могут заставить ее принять гражданство мужа. В отношении гражданства детей женщины имеют равные с мужчинами права.

Так же Конвенция уделяет немаловажное значение равноправия в сфере образования, для установления которого необходимо Государствам-участникам принять все соответствующие меры для того чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в области образования. А именно: обеспечить одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий на всех уровнях образования; обеспечить доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу и т.п., одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование; разработать программы для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу; одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой.

Для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости Государства-участники принимают все соответствующие меры, в частности: дискриминация женщина проблема

- право на труд как неотъемлемое право всех людей;

- право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме;

- право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки;

- право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы;

- право на социальное обеспечение;

- право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода.

Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы запретить, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения; ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий; обеспечивать женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана.

Для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, Государства-участники обязуются принимать следующие меры: равный доступ к медицинскому обслуживанию, в частности в том, что касается планирования размера семьи, предоставление женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период.

Особо выделены в Конвенции проблемы, с которыми сталкиваются женщины, проживающие в сельской местности, в частности, значительная роль, в обеспечении экономического благосостояния своих семей, в том числе их деятельность в нетоварных отраслях хозяйства. Гарантия им прав на участие в разработке и осуществлении планов развития на всех уровнях и во всех видах коллективной деятельности; на доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, включая информацию, консультации и обслуживание по вопросам планирования размера семьи; на пользование благами программ социального страхования; на получение всех видов образования; на доступ к сельскохозяйственным кредитам и займам, на равный статус в земельных и аграрных реформах. Так же принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в сельских районах, с тем, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их участие в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития. Государства-участники должны принять все соответствующие меры для обеспечения применения положений этой Конвенции к женщинам, проживающим в сельской местности.

Согласно данной Конвенции считается необходимым признание за женщинами равенство с мужчинами перед законом. Государства-участники предоставляют женщинам одинаковую с мужчинами гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации. Они обеспечивают им равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах.

Наряду с вышеперечисленными положениями Государства-участники предоставляют мужчинам и женщинам одинаковые права в отношении передвижения лиц и свободы выбора места проживания и местожительства.

Для ликвидации дискриминации в отношении женщин по всем вопросам, касающимся брака и семейных отношений Государства-участники принимают все соответствующие меры, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: одинаковые права на вступление в брак, на свободный выбор супруга и на вступление в брак только с обоюдного согласия; одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении.

В отношении детей должны быть гарантированы одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения. Мужчина и женщина имеют равные права на решение вопросов о числе детей и промежутках между их рождением, а так же иметь доступ к информации, образованию, средствам, которые позволяют им осуществлять это право; быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей. Жены, имеют равные права в выборе фамилии, профессии и занятия, в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату.

Во всех перечисленных случаях интересы детей являются преобладающими.

Государства-участники соглашаются, что все договоры и все другие частные документы любого рода, имеющие своим правовым последствием ограничение правоспособности женщин, считаются недействительными.

Для рассмотрения хода осуществления настоящей Конвенции был учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин состоящий в момент вступления Конвенции в силу из восемнадцати, а после ее ратификации или присоединения к ней тридцать пятого государства-участника - из двадцати трех экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

Первоначальные выборы проводятся через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции. По меньшей мере, за три месяца до срока проведения каждых выборов Генеральный секретарь ООН обязуется направлять государствам-участникам письмо с предложением представить свои кандидатуры в течение двух месяцев.

Выборы членов Комитета проводятся на заседании государств-участников, созываемом Генеральным секретарем в Центральных учреждениях ООН. Лицами, выбранными в Комитет, считаются те кандидаты, которые получают наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов представителей государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Конвенция определяет обязанности для Государств-участников: представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения Комитетом доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений настоящей Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этой связи. В докладах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции.

Задание 3

Опишите и проанализируйте проявления гендерного поведения в сфере социального взаимодействия (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы).

Влияние гендерных стереотипов проявляется во всех сферах общественной жизни. Это касается разделения обязанностей в семье, в рекламе и в трудовой деятельности.

Рассмотрим проявление гендерных стереотипов в семье.

До сих пор гендерные различия в семье и в обществе объясняются зачастую некими заведомо известными психологическими или биологическими особенностям женщин и мужчин, что скорее соответствует традиционным гендерным стереотипам.

Согласно опросу, проведённому в 2001 году учёными Ивановского Государственного Университета при поддержке Минобразования РФ в рамках научной программы «Гендерные исследования», стало ясно, что более половины опрошенных (52,1%) считают, что семейный бюджетом должны распоряжаться оба супруга, 12% отдают эту привилегию мужу, 27,7% - жене. В опросе учувствовало 600 мужчин и женщин. В качестве дифференцирующих признаков были выбраны: профессиональная принадлежность, семейное положение, возраст, пол и уровень образования респондентов. Данные результаты показали, что женщина чаще, чем мужчина, выступает в определении жизненной стратегии семьи. Однако власть, которой обладает женщина, носит мифический характер. Именно женщина обладает способностью «растягивать семейный бюджет на покрытие всех нужд» посредством всяческой экономии, планирование расходов до мельчайших деталей и т.д. вследствие этого понимание о раскладе властных полномочий в семье имеет принципиально оной оттенок, чем в случае властных отношений в обществе. Женщина с молчаливого согласия своего супруга по-прежнему «властвует» в большинстве сфер внутрисемейной жизни – распоряжается бюджетом, ведёт домашнее хозяйство, занимается с детьми. И в мужском, и в женском социумах такое распределение ролей пока не встречает противоречия.

Подтверждением глубокого проникновения в массовое сознание стереотипа о том, что женщина, карьере и семья – не совсем совместимые понятия, служат ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что если муж делает карьеру, то жена должна создавать ему для этого условия?». Подавляющее число учувствовавших в опросе (75,2%) согласны с этим утверждением. В то же время лишь 14,2% мужчин и 13,9% женщин полагают, что если жена делает карьеру, то муж должен создавать ей условия. Ещё 40,1% допускают такую возможность. 21,7% опрошенных полагают, что условия создавать женщине не следует. Таким образом, в случае, если карьеру делает мужчина, считается естественным, что «создание условий» для этого ложится на плечи супруги. Ситуация, когда карьеру делает женщина, для российской действительности не типична, поэтому о создании ей благоприятных условий говорит незначительное число опрошенных. Теперь обратимся к стереотипам, проявляющимся в рекламе.

Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который становится все более очевидным и более активным. Реклама, проникающая во все сферы общества, в настоящее время активно воздействует на его социальные инструменты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нём людей. Современная реклама стала своего рода своеобразным литературным жанром, только более кратким и существующим в форме не слов, а зрительных образов. Рекламу даже начали называть новым видом искусства, обсуждая её этические качества, оригинальные режиссёрские ходы, яркость красок остроумие высказываний.

Однако здесь необходимо отметить очень важную грань рекламной коммуникации, заслуживающей особого внимания, - сам способ подачи информации в рекламе. Реклама передает не только информацию о товарах, изделиях, услугах, рынках, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, в том числе и межличностных взаимодействиях мужчин и женщин, в которых последние, как правило, не только стереотипизированы, но и упрощены, сведены до уровня «ритуальных идиом». Иными словами, непосредственные предложения о товарах и услугах обычно представляются в рекламе в контексте других образов, рассказывающих об устройстве общества, его культурных конструкциях и о взаимоотношениях в нём (мужчин и женщин).

как и любой другой вид творчества, реклама удивительным образом воплощает в себе и соединяет воедино процесс нашего восприятия действительности и способ выражения этого восприятия вовне. Независимо от того, каким образом сделана реклама, она, как правило, представляет собой завершенную в смысловом отношении картину, посредством которой её создатель пытается донести до аудитории определённые мысли, образ, настроение, чувство, оценку, отношение. И чем более сознательно реклама использует верно, отобранные и успешно апробированные приёмы по созданию у аудитории необходимого образного представления и впечатления, тем более эффективно она действует на сознание последней посредством кино -, радиосредств, различной книжкой, газетно-журнальной продукции.

Очевидно, что залогам успешной работы рекламы по её воздействию на потребителей, является её «искушающее -соблазняющий» характера. Реклама не только обещает получение удовольствия одновременно с приобретением продукта («Баунти – райское наслаждение»), но и формирует само желание. И первым шагом на этом пути является создание желаемого объекта. Чем же можно пробудить интерес потребителя и что может привлечь его внимание?

Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, главных символов в мифологии потребления стала женщина, её образ, включая и её тело, которое является одновременно и инструментом, и средством. Далее по силе эффекта привлекательности следуют дети, затем животные, особенно домашние, только потом мужчины. Такова феноменология. Она объяснима как психологически, так и с точки зрения обыденно-практического мышления. Как отмечал в начале 60-х годов Ж. Батай, теоретически мужчина может быть объекта желания женщины, как и женщина, является объектом желания мужчины. Нельзя сказать, что женщины более прекрасны или более желанны, чем мужчины, однако в большинстве случаев женщины более открыты к тому, чтобы быть жаленными. Несмотря на радикальное изменение социальной жизни общества в последнее десятилетие, женщина по-прежнему смотрит на себя «глазами мужчины», представляя себя объектом его желания.

Львиная доля рекламной продукции демонстрируется именно на фоне красивых женщин, частей женского тела или в целом женских тел. И так как желание приносит прибыль в потребительском обществе, женское тело, исторически отождествляемое с сексуальностью и природой, «плодоносит» не только в различной рекламной продукции, но и в сфере политики, экономики, социальных отношений.

В последнее время в рекламе, в основном зарубежном, образ женщины трансформируется и преподносится в совершенно непривычном для отечественного зрителя ракурсе. Именно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализоваться как личность. Исследования показали, что в более чем 85% различной рекламной продукции вопросы задают женские персонажи.

Действительно, мужская фигура, всегда маргинальная в рекламных сюжетах, возникает как некое чужеродное тело, отторгаемое их четко структурированной реальностью, специфически ориентированностью на отличный, как нам кажется, от мужского, тип социально-культурной чувствительности. Создаётся впечатление, что мужчина в ситуациях вечной стирки белья, приготовления пищи, борьбы с микробами – посторонний гость. Другой, одним словом. Всё это – влияние устойчивых сформированных в обществе стереотипов.

 

 

Задание 4

Разработайте Тренинг гендерных отношений (тренинг полоролевых отношений), направленный на формирование гендерных отношений методами групповой работы.

Гендерный тренинг

«Формирование толерантных гендерных установок у подростков»

Основная цель тренинга: формирование у подростков толерантных гендерных установок.

Вспомогательные цели:

1. Развитие толерантности в сфере гендерных отношений;

2. Снижение уровня конфликтности и агрессивности в гендерных отношениях среди подростков;

3. Развитие у подростков навыков сотрудничества и сосуществования с людьми, придерживающимися разных моделей гендерных отношений.

Задачи тренинга:

1. Выявление подростками специфики процесса собственной гендерной социализации;

2. Осознание подростками личных гендерных стереотипов;

3. Осознание ограничений, налагаемых на личность традиционными асимметричными тендерными стереотипами;

4. Выявление особенностей гендерной структуры межличностных взаимодействий подростков между собой;

5. Обнаружение асимметричных и сексистских гендерных образов в доступных подросткам источникам информации гендерных отношений;

6. Коррекция асимметричного содержания гендерных установок в общении и взаимодействии подростков между собой.

Занятие проводится в форме интерактивной обучающей группы, когда все участники располагаются по кругу.

Условия формирования тренинговой группы: группа должна быть разнородной по гендерному признаку; желательно чтобы соотношение разнополых участников группы было приблизительно равным. Группа должна быть однородной по возрастному признаку. Количество участников группы – не более 20 человек. Если число участников будет больше 10-12 человек, необходимо наличие со-ведущего тренинговой группы (при возможности, со-ведущий должен иметь другой пол, чем у основного ведущего).

Режим работы: занятие проводится 1 раз в неделю в среднем 90 минут. Всего планируется проведение занятий общим объёмом 14 часов. Предлагается выполнение домашних заданий.

Технико-методическое оснащение: стулья с подставками для ведения записей (по числу участников занятия), рабочие тетради, ручки, цветные карандаши (5 наборов для группы 20 человек), доска с демонстрационными листами, маркер для пометок на демонстрационных листах, теннисный мячик.

Демонстративно-иллюстрационный материал: набор популярных среди подростков журналов или вырезок журнальных статей, иллюстраций, образцы рекламной продукции.

Результаты тренинга: в процессе активного социального обучения ожидается изменение асимметричных гендерных установок среди подростков, повышение толерантности по отношению к разнообразию гендерных моделей взаимодействия.

Содержание программы

Занятие 1. Вводное (90 мин.)

Цель – подготовка участников группы к обсуждению гендерной сферы бытия личности.

Занятие проводится в три этапа. На первом этапе – знакомство – ведущая предлагает участникам представить себя в произвольной манере. А именно: назвать имя, которое участник предпочитает в качестве обращения к себе, и одно прилагательное, наиболее ёмко характеризующее личность участника с его \ её точки зрения. После предъявления имени участнику необходимо немного рассказать о себе (всё, что он \она считает нужным для презентации своего публичного «Я»). Когда все участники представятся, ведущий берёт теннисный мячик и предлагает психогимнастическую процедуру продолжения знакомства – игра «А никто из вас не знает, что я….». содержание игры: участники вместе с ведущим произвольно перебрасывают друг другу мячик; при этом бросающий сопровождает свой бросок фразой «А никто из вас не знает, что я…», в которой открывает для участников какую-либо малоизвестную или неизвестную информацию о себе, о своих качествах, желаниях, мыслях и т.п., что, на его \её взгляд может быть интересным для окружающих. Эта игра повышает сплочённость и способствует созданию в группе атмосферу доверия. Первый этап длится 15-20 мин.

Проведение этапа знакомства даже среди хорошо знакомых между собой участников позволяет создать рабочий настрой и перейти ко второму этапу – представлению участниками своего гендерного образа.

Второй этап – презентация личного гендерного образа: участникам предлагается через небольшой рассказ представить себя группе в качестве мужчины или женщины, мальчика или девочки (в соответствии со своим полом). «Я как мальчик (мужчина)….» и «Я как девочка (женщина)…» второй этап занятия длится 15-20 мин.

Третий этап – обсуждение личных презентаций – групповая дискуссия, в




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕЧЕНИЕ | И.Ю. Влажина, Е.Б. Соляникова

Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 265. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия