Многомерный характер политики
Рассмотрев различные концептуальные подходы к теоретической интерпретации политической сферы, можно сделать заключение о существовании разных социальных измерений и аналитических аспектов политики и, соответственно, о ее многомерном характере. Политика выступает, прежде всего, в единстве трех взаимосвязанных аспектов: во-первых, как сфера общественной жизни, сторона развивающегося социума в целом; во-вторых, как один из многих видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения, и, наконец, в-третьих, как тип социальных отношений, отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями. В первом аспекте политика рассматривается как элемент структуры общества в целом, как его часть, занимающая определенное место и играющая определенную роль, обладающая, при этом, особыми субстанциональными качествами и функциональными свойствами. Например, в марксистской теории политическая структура, как уже выше отмечалось, выступает в роли регулирующей 'надстройки', состоящей, в первую очередь, из государственной организации, обеспечивающей определенный властный 'статус-кво' для сложившейся системы отношений производства и обмена. У Т. Парсонса и Б, Рассела политическая подсистема общества выполняет функцию целеполагания и целедостижения, а у бихевиориалистов (Г. Лассуэлл, А. Каплан и др.) - контроля и распределения ресурсов, Начиная с Аристотеля и Макиавелли за политикой, как особой областью общественной жизни, закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания социального порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсами и управления общественными делами, Второй аспект рассмотрения политики связан с ее трактовкой как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. В том же марксизме основное содержание политики составляет борьба за власть, деятельность по ее, завоеванию и удержанию. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность, по отношению к которой все члены человеческого сообщества разбиваются на людей, занимающихся политической деятельностью 'по случаю', 'по совместительству' и 'профессионально', как это происходит и в рамках экономического предприятия, предпринимательской деятельности и хозяйственных ремесел. Для Г, Лассуэлла и других бихевиориалистов политика-это вид социального поведения индивидов (или групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании, так же как, впрочем, 'целерациональное поведение' является политическим субстратом и конструктом для сторонников теории 'рационального выбора'. Что же касается третьего основного аспекта интерпретации политики, то здесь политика включается в сложную сеть социальных отношений и связей (а в других парадигмах и терминах, социальных 'взаимодействий' и 'коммуникаций') в качестве одного из многих их типов. Уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения, а Макиавелли рассматривает политическую жизнь как многообразные отношения противоборства по отношению к государству и власти различных социальных субъектов; государей и народа, партий и сословий. Французские историки периода Реставрации (О, Тьерри и др.) и марксисты трактовали политику как отношения классов по поводу государственной власти. А затем уже в XX веке разрабатываются, вслед за концепциями борьбы классов и рас, парадигмы 'конфликта-консенсуса', объясняющие политику как тип конфликтно-согласительных отношений в обществе (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др.), а также концепции институционально-властных отношений, понимающих политику как интегратор социальной и политической жизни (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.). В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П - ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей. ПОЛИТИКА От (греч. πολιτικός – государственный, от πόλις – гос-во) – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое существенное в П. – это "устройство государственной власти" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 19, с. 98); "...политика есть участие в делах государства, н а п р а в л е н и е государства, определение форм, задач, содержания деятельности г о с у д а р с т в а..." (Ленинский сб. XXI, 1933, с. 14). Содержание П. определяется интересами данного класса или союза классов. Любая обществ. проблема приобретает политич. характер, если ее решение, прямо или опосредованно связано с проблемой власти (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. Неразрывная связь человека и П. – такова аксиома античной политич. мысли. Человек – существо политическое – этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политич. концепций древности. Для Аристотеля задача изучения политич. институтов состояла в том, чтобы найти форму, наиболее соответствующую политич. природе человека и целям общежития. Характерная черта политич. мышления античности – переплетение умозрит. схем с конкретным изучением существующих политич. институтов и политич. практики. "Политика" Аристотеля опирается на анализ гос. строя и политич. жизни более полутораста гос-в, а П. рассматривалась им прежде всего как практич. наука об искусстве управления. В период средневековья человек из существа политического был превращен в существо религиозное. "Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами..." (Энгельс Ф., там же, т. 7, с. 360). Рационалистич. подход к политике возрождается со становлением бурж. общества (Макиавелли). Рождение собственно бурж. политич. мысли в борьбе с политич. идеологией и практикой феодализма связано с именами Бодена и Спинозы, Гоббса и Локка, Монтескьё и Руссо. "Философия сделала в политике то же, – писал Маркс, характеризуя взгляды ранних идеологов буржуазии, – что физика, математика, медицина и всякая другая наука сделала в своей области". Эти философы "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (там же, т. 1, с. 111). Политич. институты и политич. деятельность в 17–18 вв. рассматривались гл. обр. с позиции теории естественного права. 19 в. внес много нового и в политич. реальность, и в теоретич. представления о ней. Происходила резкая поляризация политич. теорий. На одном полюсе усиливалась тенденция критич. отношения к бурж. действительности, ведшая к поискам существенно иных политич. структур, к признанию исторически преходящего характера политич. учреждений. В начале века эта тенденция была представлена социалистами-утопистами. Свое завершение она получила с возникновением марксизма, к-рый заложил основы науч. объяснения политич. деятельности и науч. П. На другом полюсе политич. теории шел процесс ее превращения в апологетику. Человек – существо коммерческое – этот тезис стал теоретич. фундаментом политич. концепций Б. Констана и И. Бентама, к-рые провозгласили "независимость" человека от П., требовали "невмешательства" гос-ва в гражд. жизнь. Следующий шаг в этом же направлении был сделан позитивистами (Конт, Спенсер), к-рые стремились рассматривать П. как один из элементов сложного социального целого. Они выступали за рациональный подход к социологии вообще и к П. в частности. Практически это означало подчинение "позитивной" П. интересам сохранения существующих порядков. В конце 19 в. зарождается политич. социология, призванная, по идее ее создателей, рассмотреть П. в общем социальном контексте эпохи. В работах Дюркгейма, М. Вебера, Парето начинает обозначаться переход от отвлеченного теоретизирования к эмпирич. анализу политич. деятельности. В 20-х гг. 20 в. из общего комплекса социологических и правовых исследований выделяется политическая наука, ориентирующаяся на изучение политич. практики в сугубо практич. и апологетич. целях. Источник: 1).http://www.politics.com/Понятие_политики,_многообразие_её_определений. 2).http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3026/ПОЛИТИКА.
|