Методология полит. науки - сложное, многогранное и многомерное интеллект. и практическо-поведенческого характ. явл. Она сложилась в процессе познания закономерностей становления и развития общественно-политической жизни.Развитие и качественное изменение методологии политической науки непосредственно связаны с историческими процессами развития и изменения обществ.-полит. жизни. Результаты, эффективность, ценность и полезность исследований в области политической науки во многом зависят не только от компетентности людей, уровня их интеллект. развит., но и от таких факторов принципиального характера, каковыми являются объективное, непредвзятое и беспристрастное отношение к людям, их взглядам, созданным или духовным ценностям. Новое в науке невозможно создать без умелого использования тех духовных ценностей, которые оставлены нам в наследство предыдущими поколениями. Такова закономерность развития политической науки. В условиях демократизации общественно-политической жизни, свободы слова и творчества новое поколение создало много ценного.Однако, как бывает в периоды больших перемен и трансформаций в общественно-политической жизни, вместе с жизненно важными изменениями выплескивается много ненужного, зачастую ненаучного в понимании общественно-политической жизни. Это относится к методологии политической науки. Появились разнообразные подходы, начиная от слепого подражания различным теоретическим и методологическим концепциям без серьезного критического анализа и осмысления, кончая голым отказом или игнорированием тех духовных ценностей, которые содержатся в прежних теоретических, гносеологических и методологических концепциях.На сегодняшний день имеется достаточное основание констатировать, что в методологии политической науки имеются существенные пробелы. Во многих исследованиях замечается односторонний подход. Акцентируется то концептуальное, то институциональное, то инструментальное, то формально-логическое, то процессуально-техническое содержание методологии. Причем, как правило, не обращается внимания на те существенные проблемы, которые связаны с системным анализом как концептуальной, так и институционально-инструментальной природы методологии политической науки.Серьезным недостатком методологии политической науки является то, что у политологов - мыслителей нет единого подхода к оценкам сущности, роли и познавательной ценности таких методологических инструментов, как принципы, способы, подходы, парадигмы, методы, логические формы, процессуальные и технические приемы исследования механизмов и методик обобщения и результатов исследования.Для разъяснения сущности методологии политической науки, как правило, подчеркивается смысл понятия «метод». Поэтому в определениях в основном фигурируют компоненты инструментального характера, методология политической науки представляется как совокупность принципов, методов, приемов, способов исследования. Правда, иногда мельком указывается и то, что методология есть учение об этих способах и методах, причем, без обоснованных разъяснений их сущности и соотношений.Такое отношение к вопросам методологии политической науки не позволяет составить четкое представление о действительном содержании методологии. Этим можно объяснить и тот факт, что в политической науке очень мало внимания обращается на теорию методологии. Парадигмы. Понятие парадигмы было введено в научный оборот американским историком науки и философии Томасом Куном в 1960 г. Парадигма означает признанное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Историю политологии можно рассматривать как историю непрерывного обновления парадигм.Виды парадигм (сциентизм и антисциентизм, реализм и номинализм, натурализм и социоцентризм) Необходимо отметить, что не все парадигмы дают научное объяснение политическим явлениям.Теологическая парадигма дает сверхъестественное, божественное объяснение истокам политики и политической власти. Божественные каноны и религиозные кодексы лежат в основе любого социально-политического строя, государственного устройства. Данное объяснение политических процессов и явлений характеризовало первоначальный этап становления политической мысли и существовало несколько веков.Натуралистическая парадигма исходит из положения о том, что человек является неотъемлемой частью природы. Политика возникла в результате действия внесоциальных природных факторов, к которым прежде всего относятся географическая среда, биологическая природа человека, психологические свойства, расовые особенности людей и т.п.Социальная парадигма пытается объяснить природу и происхождение политики влиянием социальных факторов, воздействием на нее других сфер общественной жизни: экономической, социальной, правовой, культурной и т.п. Рационально-критическая парадигма исследует внутреннюю сущность политики, взаимодействие ее важнейших элементов, конфликты как необходимую составляющую общественного и политического развития и т.п. Парадигмы лежат в основе национальных политологических направлений и школ.