Круга (вестернизации) на развитие России
Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Реформы Петра I рассматриваются в контексте модернизации по шведско-голландскому образцу. Фундаментальным открытием шведов была легкая пушка в сочетании с линейной тактикой ведения боя – и в первую очередь Россия заимствовала это новое оружие шведов. Для этого пришлось вызывать западных мастеров и возводить металлургические заводы Урала, строить новые арсеналы в Туле, Петербурге и Москве. Новая линейная тактика потребовала перевести на регулярную основу всю армию; поместная конница была расформирована, а дворяне стали офицерами новой армии; солдаты стали набираться с помощью рекрутских наборов. Для снабжения армии были построены полотняные и пороховые мануфактуры; строительство новых заводов потребовало не только привлечения мастеров из Европы, но и создания школ для подготовки собственных кадров. Вместе с новым образованием в Россию пришла новая культура, дворяне стали изучать иностранные языки и одеваться по-европейски. Заимствовались и административные традиции, прежние приказы превратились в устроенные по шведскому образцу коллегии; провинциальное местное и судебное управление также копировало шведские образцы. Одновременно со шведским культурно-технологическим кругом на Россию распространялся и голландский культурно-технологический круг, символом которого был океанский парусный корабль – «флайт». Флайт позволил Голландии завоевать господство на морях и захватить в свои руки почти всю морскую торговлю. Петр также мечтал о создании флота и торговле с дальними странами; он создал военный флот и одержал несколько морских побед – но попытка сделать Россию морской торговой державой, в конечном счете, закончилась неудачей. Распространяясь на Россию, новые явления взаимодействовали с традициями прошлых эпох, и надо отметить, что этот синтез не привел к переменам в главном: в России сохранялся абсолютизм османского образца. Дворяне (в отличие от Европы) были по-прежнему обязаны военной службой, а их отношения с крестьянами регулировались государством. Промышленность, созданная Петром, была, в основном, государственной промышленностью, обслуживающей армию и флот. В целом Россия оставалась восточным государством с европейским фасадом. Оценки развития России после Петра Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. В православной литературе данный период, как и весь «петербургский период», начиная с Петра I, оценивается скорее отрицательно, нежели положительно. В знаменитой книге протоиерея Георгия Флоровского (1893 –1979) «Пути Русского Богословия» содержится суровое и беспощадное осуждение Петра Великого и его помощника в церковных делах Феофана Прокоповича (1681 – 1736) за подчинение русской Церкви государству, за превращение ее в орудие правительства, за подрыв ее духовной и нравственной роли. В результате реформ Петра I, который игнорировал греко-византийские корни православия, Церковь со своими служителями оказалась оторванной от живой исторической традиции русского народа. Этот внутренний разрыв, по мнению Г. Флоровского, произошел как на социальном, так и на психологическом уровнях и помешал духовенству и Церкви играть созидательную, творческую роль в послепетровской культуре. Драматические последствия для церкви и общества, по мнению Г.Флоровского, имело протестантское влияние, которое с начала XVIII века сменило доминировавшее до того «латинское» влияние. Впрочем, как считает протоиерей, вторжение в культуру идей протестантизма, навязанных Просвещением, вызывало на протяжении столетия сопротивление и критику со стороны формировавшейся русской интеллектуальной элиты. Ответом последней в какой-то степени становился уход в мистицизм и масонство. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества. В работах М.Н.Покровского (1868 – 1932) противоречие данной эпохи выглядит как одновременное развитие промышленного капитализма и крепостнического государства, воплощавшего интересы торгового капитализма (самодержавие как «торговый капитал в шапке Мономаха»). Более того, промышленный капитализм в схеме М.Н.Покровского вызывал во второй половине XVIII века своего рода феодальную реакцию, «новый феодализм». Позднее представители советской исторической науки также отмечали противоречивость периода, который характеризовался расцветом дворянской России и вместе с тем активным ростом буржуазных отношений. Для историков-марксистов вторая половина XVIII века примечательна эволюцией феодальной социально-экономической формации, в рамках которой вызревает капиталистический уклад. Его появление вызывает начало разложения феодально-крепостнического строя. Политика просвещенного абсолютизма рассматривалась ими как следствие противоречий между феодальными и капиталистическими элементами в способе производства, причем для большинства исследователей она носила поверхностный, демагогический характер. Советские историки период правления Екатерины II делят на два этапа: 1) политика просвещенного абсолютизма — от созыва Комиссии для составления нового свода законов до восстания под предводительством Пугачева (1767 – 1773-75); 2) открытая дворянская реакция — от восстания под предводительством Пугачева до смерти Екатерины II (1773-75 – 1796). Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности. Либеральная литература объясняет, что в российской истории именно середина и вторая половина XVIII века является той эпохой, с которой собственно идеи либерализма (то есть осуществление свободы личности на основе распространения частной собственности; устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию) начинают приобретать значение в России. Планы реформ, действительно основанных на принципах западноевропейского либерализма, в первую очередь на идеях Монтескье, возникают лишь во второй половине XVIII века. Императрица Екатерина II старалась дать законное обоснование религиозной терпимости, сделать уголовное право более гуманным, открыть пути для частной инициативы в экономической жизни, укрепить путем законов личную свободу дворян и городов и предохранить их от возможности нарушения со стороны государства. Эпоха характеризовалась переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения государством (первоначально данный процесс коснулся дворянства); отходом от идеи всевластия царя; признанием определенных прав за личностью; укреплением позиций как местного чиновничьего аппарата, так и местного дворянства в администрации и суде на местах; упрочением идеи сотрудничества, активизации местных сил. Существенное место в идеологии Просвещения занимала концепция «просвещенного государя», который заботится о благе подданных. В «просвещенном» государстве во главу угла в государственных установлениях и в политике должны были ставиться законы, установленные для блага народного. Властитель, признаваясь неограниченным и свободным в своих полномочиях по отношению к обществу, должен был сам следовать законам своего общества и руководствоваться ими. В атмосфере социальных трансформаций, своеобразных государственно-политических движений, духовных обновлений, стимулированных идеями Просвещения, во второй половине XVIII века в России, как и в ряде других европейских стран (Австрийская империя, Пруссия, Дания, Швеция, Португалия, Испания, Ломбардия, Пьемонт), развернулись явления, получившие наименование «просвещенного абсолютизма». В качестве историко-политического понятия «просвещенный абсолютизм» (или «просвещенное царствование») вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. Ранее всего «просвещенным абсолютизмом» (или «просвещенным деспотизмом») стали называть правление Фридриха Великого в Пруссии. Со временем многие, даже противостоящие друг другу особенности политики и идеологии, государственных реформ и даже облика общества периода царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II (порой Петра I и Александра I) стали пониматься и объясняться как проявления «просвещенного абсолютизма». Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Историки причину радикальных изменений видят в приобщении России к мировому техническому прогрессу. Это путь радикальных реформ, проводившихся государством сверху и направленных на изменение социальных отношений, управленческих структур, армии и вообще образа жизни по европейскому образцу, отчего он получил в литературе наименование европеизации (вестернизации). Петровские реформы были лишь началом модернизации России по европейскому образцу. Прорубив окно в Европу, Россия оказалась в мощном поле культурного воздействия западной цивилизации. Как и прежде, это воздействие было двояким: с одной стороны, распространяемое посредством торговли влияние «морских держав» (роль Голландии теперь играла Англия), с другой – военное влияние континентальных империй (роль Швеции теперь играла Пруссия). Это влияние проявилось в либерализации экономической жизни и постепенном вытеснении восточных традиций: уничтожении внутренних таможен, дозволении свободной торговли хлебом, приватизации государственных заводов при Елизавете, секуляризации монастырского имущества и отмене обязательной службы дворянства при Петре III. После “манифеста о вольности дворянства” помещики перестали быть служилым сословием (как в Турции) и превратились в свободных землевладельцев (как в Европе) – это был решающий акт, обозначивший победу западных традиций над восточными. Государство перестало вмешиваться в отношения между крестьянами и помещиками, следствием чего были отягчение крестьянских повинностей и расцвет барщинного крепостничества – результат, казалось бы, противоречащий обычному представлению о «западных ценностях». Однако не надо забывать, что в Пруссии и в Австрийской империи в те времена господствовало крепостное право, а экономика вольнолюбивых американских колоний базировалась на рабстве. Как бы то ни было, как раз в это время эпоха прусского и австрийского крепостничества подходила к концу, и Павел I, следуя примеру своего кумира Фридриха Великого, пытался облегчить положение крестьян. Эта первая попытка закончилась неудачей, но в дальнейшем крепостничество было отменено именно в результате военного давления Запада (как результат поражения в Крымской войне). Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация. На территории России такой цивилизацией является Евразия. Л. Н. Гумилев (1912—1992) связывает вторую половину XVIII века с определенными фазами российской истории. По его мнению, данная эпоха завершала акматическую фазу этногенеза (образование этноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала), которая характеризовалась объединением под властью самодержцев народов Евразии от Прибалтики до Тихого океана. Крупнейший историк русского зарубежья Г.В.Вернадский (1887 –1973), взгляды которого тесно связаны с теорией евразийства, предлагает периодизацию русской истории, базирующуюся на изменении взаимной связи между лесной и степной зонами. В русской истории он выделяет период 1696—1917 гг., который ознаменовался распространением Российской империи до естественных границ Евразии. Как считает Г.В. Вернадский, было достигнуто окончательное объединение леса и степи; две великие зоны слились в единое экономическое целое. Земледелие заняло господствующие позиции во всей Евразии. Начал обрабатываться весь континент. Бурно развивающаяся промышленность стала использовать богатые разведанные естественные ресурсы.
История России. Теории изучения / Под ред.Б.В.Личмана. Екатеринбург, 2001. Т. 1. С 56 – 68.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ СРЕДИ СВОИХ СОТРУДНИКОВ
…В деятельности Петра Великого впервые ярко проявились именно народно-воспитательные свойства власти, едва заметно мерцавшие и часто совсем погасавшие в его предшественниках. Трудно сказать, под какими сторонними влияниями или каким внутренним процессом мысли удалось Петру перевернуть в себе политическое сознание московского государя изнанкой налицо; только он в составе верховной власти всего яснее понял и особенно живо почувствовал «долженства», обязанности царя, которые сводятся, по его словам, к «двум необходимым делам правления»: к распорядку, внутреннему благоустройству, и обороне, внешней безопасности государства. В этом и состоит благо отечества, общее благо родной земли, русского народа или государства—понятия, которые Петр едва ли не первый у нас усвоил и выражал со всею ясностью первичных, простейших основ общественного порядка. Самодержавие—средство для достижения этих целей. Нигде и никогда не покидала Петра мысль об отечестве: в радостные и скорбные минуты она ободряла его и направляла его действия, и о своей обязанности служить отечеству чем только можно он говорил просто, без пафоса, как о деле серьезном, но естественном и необходимом…
Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. VIII. М., 1990. С. 378. Крепостное хозяйство (XVIII в.) …Таким образом, сложившаяся экономическая система и достигнутый на ее базе уровень развития производительных сил позволял самодержавию вплоть до XVIII в. решать внешнеполитические задачи. Невысокий уровень развития экономики в общем соответствовал, а подчас и превосходил экономические возможности традиционных соперников России. Но на рубеже XVII – ХVIII вв. ситуация изменилась. Самодержавию в борьбе за выход к Балтийскому морю пришлось столкнуться с европейскими державами, вступившими на путь буржуазного развития. И уже первое столкновение отчетливо продемонстрировало отставание крепостнически организованной экономики России. Русская монархия, пожалуй, впервые столь остро встала перед проблемой необходимости модернизации социально-экономических основ общества. Но выбор направления реформ был заранее ограничен. Их инициатором выступало самодержавие, а не какой-либо из слоев российского общества, в силу своего экономического интереса требующий преобразований. А поэтому направление реформаторства носило утилитарный характер. Необходимость закрепления в европейской политике требовала организации сильной армии и флота, которые в свою очередь нуждались в создании прочной военно-технической базы внутри страны. Этим, пожалуй, и объясняется, почему петровские преобразования в экономике коснулись прежде всего промышленности и торговли. Результаты были потрясающие. За четверть века выросла крупная мануфактурная промышленность. В металлургии, судостроении, текстильной и кожевенной промышленности действовало более 100 предприятий. С 1722 г. Россия начала экспортировать железо. Стоимость вывозимых товаров составила 4,2 млн р., что вдвое превышало ввоз. Но за всеми этими успехами по-прежнему стояли средневековые методы организации русской экономики. На отечественную почву переносились только внешние западные буржуазные формы, которые наполнялись местным феодальным содержанием. Крепостническая система оказалась способной интегрировать технологические достижения капитализма, сохраняя при этом свою сущность. Наиболее наглядно это проявилось в промышленности. Столкнувшись с проблемой обеспечения строящихся мануфактур рабочей силой, Петр решает ее так же, как какой-нибудь вопрос о заселении новой крепости. Серией указов была создана абсолютно новая категория крепостного населения, так называемые «приписные крестьяне», чья обязанность перед государством состояла в работе на заводах. В результате мануфактуры, которые призваны были стать очагами развития буржуазных отношений, превратились в очередную разновидность феодальной собственности – вотчинную мануфактуру. Но назвать их собственностью в полном смысле этого слова также сложно, ибо построенные казной мануфактуры передавались частным лицам на владельческом праве, которое могло быть аннулировано, если заводчик не выполнял взятых на себя перед государством обязательств. Не меньшие противоречия возникали и в области торговли, которую Петр пытался поставить на европейский лад. Но средневековые методы давали подчас обратный результат. Насильственное сколачивание компаний, принудительное переселение купцов в Петербург, административное регулирование грузопотоков, рост налогов, сохранение государственных монополий привело к разорению наиболее состоятельной группы русского купечества – членов «гостиной сотни». Результат петровских преобразований был противоречив. Он сумел сдвинуть Россию с места и заставил сделать ее экономический скачок, который выдвинул страну в число, ведущих государств Европы. Но это был лишь тактический успех, который нес, в себе зерна будущих поражений. Укрепление крепостничества, которое произошло при царе-реформаторе, проникновение его в новые отрасли экономики закладывали механизмы торможения в хозяйство России. Последствия выбора экстенсивного пути развития феодализма проявились не сразу. Богатейшие людские и материальные ресурсы давали простор для маневра. Но по мере развития буржуазных отношений на Западе разрыв в уровне развития экономики все более увеличивался, приобретая угрожающие симптомы. Выбор, сделанный Петром I, определил на последующие полтора столетия направление и темпы экономического развития страны. Наибольшее развитие производительных сил в XVIII в. произошло не в ремесленном производстве или сельском хозяйстве, а в промышленности. Причина этого явления крылась в том, что мануфактурная промышленность сумела найти достаточно широкий рынок для своей продукции. Самодержавие, стремясь гарантировать экономическую независимость страны и обеспечить потребности регулярной армии и флота, было заинтересовано в интенсивном развитии оборонных отраслей и компенсировало своими заказами узость внутреннего потребительского рынка. В результате за вторую половину века количество мануфактур удвоилось, достигнув к 1800 г. 1200 предприятий. Наибольших успехов добилась металлургия. К концу XVIII в. Россия по производству черных металлов стояла на первом месте в мире. Причем отечественная металлургия смогла не только полностью обеспечить потребности страны, но и работать на экспорт. В начале 90-х годов ежегодно из России вывозилось 2,5 млн пудов железа. Однако этот ошеломляющий успех, достигнутый на базе крепостничества, был кратковременным. Уральские заводы, на которых выплавлялось две трети всего железа в России и почти 100% меди, служат ярким примером неповоротливости крепостнической организации промышленности. Уральские заводчики на своих предприятиях не только использовали труд приписных крестьян, которые подобным образом отрабатывали государственную повинность, но и получали от казны пособие в землях, рудниках, лесах. Но почти бесплатные людские и природные ресурсы оборачивались зависимостью от правительства и ограничением предпринимательской инициативы. Они не могли по своему усмотрению принимать самостоятельные решения по увеличению, уменьшению или прекращению действия предприятия, свободно распоряжаться закрепленной за заводами рабочей силой и материальными ресурсами, переводить мастеровых с одного завода на другой и т.д. В итоге это приводило к тому, что отечественная промышленность оказалась в менее благоприятных условиях, чем европейская, которая к этому времени уже начала испытывать благотворное влияние промышленного переворота. В результате российская металлургия вынуждена была к 1860 г. переместиться с первого на восьмое место. Причем производство на горных заводах Урала продолжало расти, но темпы роста были значительно медленнее, чем в капиталистических странах. Если в начале века Англия выплавляла чугуна столько же, сколько и Россия, около 10 млн пудов в год, то к I860 г. она увеличила выпуск до 240 млн пудов, а Россия (без Польши и Финляндии) – лишь до 18 млн. Экономическая политика самодержавия была непоследовательной. В ней явно сталкивалось две тенденции. Выражая интересы дворянства, оно шло на защиту его сословных привилегий, что подчас имело отрицательные последствия для хозяйства страны, как это было, например, в результате отмены в 1762 г. права купцов покупать крепостных к мануфактурам. Не все купеческие предприятия в условиях отсутствия рынка свободной рабочей силы смогли продолжить после этого указа свое производство. Но одновременно самодержавие нуждалось в сильной экономической базе, которая позволила бы ему играть ведущую роль в европейской политике. Поэтому оно вынуждено было идти по пути стимулирования крепостного хозяйства. Не затрагивая его основ, монархия устраняла наиболее одиозные проявления средневековья. Только в 1754 г. были ликвидированы внутренние таможенные пошлины, несколько позднее упразднено большинство царских монополий, сделаны попытки преодолеть сословный принцип организации торговли и промышленности. Указ 1775 г., позволявший всем сословиям беспрепятственно заводить самые различные заводы и мануфактуры, открывал широкие перспективы для развития русской промышленности. Но наличие крепостничества уродовало русскую мануфактуру, подчас придавая ей гротесковые формы. Это замечание относится прежде всего к крепостной крестьянской промышленности, которая развивалась на базе традиционных промыслов.
Выбор пути. История России 1861 – 1938 гг. / Под ред. А.Т.Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 39 – 43.
|