Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика и направления философии эпохи Возрождения. 35





Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер. Под словом «Возрождение» (или «Ренессанс») понимается прежде всего возрождение ценностей и культурных традиций античности.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождениябыли:

· совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

· кризис феодализма;

· развитие ремесла и торговли;

· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

· укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

· появление первых парламентов;

· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической философии;

· повышение уровня образованности в Европе в целом;

· научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

В эпоху Возрождения выход в новые страны и открытие европейцами неизвестных племен, рас и этносов повлекли за собой изменение мировоззрения людей на несколько веков вперед, совершили переворот в представлениях, что европейская цивилизация не единственная, а так же указали на существование нескольких центров культуры. Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было вызвано интересами католической церкви и колониальной политикой европейских государств. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, великие географические открытия позволили европейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.

Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи Воз­рождения в философии, науке, культуре, экономике и политике является процесс секуляризации –отделения указанных сфер от влияния церкви. Церковь постепенно утрачивает свое влияние, а сфера внерелигиозной жизни расширяется, и ее важность становит­ся все более заметной.

Другое важное качество философии эпохи Возрождения переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм – явление для эпохи Возрождения весьма характерное. Од­нако в целом философия Возрождения остается религиозной фило­софией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уровня Бога, чем как ниспровержение Бога. А это значит, что Воз­рождение просто существенно трансформировало существовавшую в Средние века картину мира. Такие изменения в картине мира привели и к иному подходу к человеческой деятельности. Теперь ученый, художник, инженер были подобны богу: открывая законы, по которым бог создавал отдельные вещи, они как бы уподоблялись ему и творили новый мир. При этом инженер и ученый рассматривались скорее как художники, а не как особый тип творца. В эпоху Возрождения художественно-эстетиче­ский подход к действительности преобладает над всеми остальными.

В эпоху Возрождения происходит переосмысление античного наследия. Если в Средние века наследие древнего мира интересова­ло мыслителей исключительно с точки зрения возможности обосно­вания догматов христианства, то с приходом Возрождения характер этого интереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхищение перед природой и кра­сотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в ан­тичности авторитет, то для эпохи Возрождения она стала идеалом.

Основными направлениями философии эпохи Возрожденияявля­лись:

· гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

· неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которо­го – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

· натурфилософское (XVI – нач. XVIIвв.), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

Последние три течения принято объединять под общим на­званием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк­ви.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 210. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия