Студопедия — Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия






 

Предметом исследования гуманистического, неоплатонического и натур­философского направлений были проблемы человека, бытия и природы.

Гуманизм. Гуманизмкак философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека, антропоцентризм, т.е. особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей, а также жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В своем произведении Данте воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божест­венного создания. Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).

Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трак­тата «О презрении к миру» и иных трудов – по своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи о том, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, что человек должен жить не для Бога, а для самого себя, что человеческая личность должна быть свободной – как физи­чески, так и духовно. Он считает, что человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим. По его мнению, человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал. Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить, поскольку внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1507 – 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе, также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека и верил в возможности человека и его разум. Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира. Он был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

Неоплатонизм. Неоплатонизм представляет собойидеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Воз­рождения XV века. Теоретики неоплатонизма:

· противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи­рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

· предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей;

· не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

· призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи­лософии и созданию целостной мировой философской сис­темы, которая охватила бы собой и согласовала все имею­щиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо­хи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пи­ко делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна­ния,согласно которой между Богом и Его творением не существует разницы (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя. Он полагал, что реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, а Земля не является центром Вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире). Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели­чение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко по­дошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче­ния и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, при­знать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора, объединить все философские учения и найти «золотую сере­дину» путем их согласования.

Натурфилософия. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (осо­бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение, выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной) и считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от­кровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине. Он материалистически объяснил происхождение мира, вцентре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос­подствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519), сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. Кроме того, он сделал многочисленные открытия и экспериментальные исследования в области математики, естествознания, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.

Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия, в соответствии с которой Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм), Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), а Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Коперник доказал, что все космические тела движутся по собственной траектории, что космос бесконечен и что процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника и доказал, что Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Что касается самой Вселенной, то она не имеет центра, бесконечна и состоит из галактик (скоплений звезд). Звезды – это небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Он предположил, что число миров во Вселенной бесконечно и что все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения. И, наконец, он заявил, что не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на костре в 1600 году.

Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно. Он изобрел телескоп и с его помощью исследовал небесные тела. Галилей доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси. Он обнаружил пятна на Солнце иразнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне. К заслугам Галилея можно отнести и то, что он открыл спутники вокруг других планет, исследовал динамику падения тел и доказал множественность миров во Вселенной. Кроме того, Галилеем был выдвинут метод научного исследования,кото­рый заключался в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчетах воплощения гипотезы на практике и экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 206. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия