Студопедия — Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39






 

Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философия Реформации. Философия реформацииимела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

· кризис феодализма;

· зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;

· ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;

· незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви;

· кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

· распространение вЕвропе идей гуманизма;

· рост самосознания личности, индивидуализм;

· рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюн­цер, анабаптисты, диггеры и др.).

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 – 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютерасводились к следующим:

1) общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;

2) необходимо упрощение обрядов, церковь должна стать демократичной, а обряды – понятны­ми людям;

3) необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;

4) дело служения Богу – не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан, поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции.

Таким образом, по мнению Лютера, которое кар­динально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически сни­жался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделен­ного благодатью посредника между богом и человеком.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 – 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину,ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению, а успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике. Он возглавил реформационное движение в Женеве и добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище «Женевский Папа»). Кроме того, ему удилось подчинить кальвинистской Церкви светскую власть, а также провести реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма и добросовестного отношения к работе. Таким образом, результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 – 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 году, через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом. Цель изменения общества заключается в достижении всеобщей справед­ливости, «Божьего царства» на земле. Мюнцер считал, что главной причиной всех зол является неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес. Поэтому частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу, а власть и собственность должны принадлежать простому на­роду – «ремесленникам и пахарям». В 1524 – 1525 годах Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформациив том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) наряду с сохранением католицизма.

Политическая философия. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философияисследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей, прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – итальян­ский политический деятель, философ и писатель. Политическая философия Макиавелли была вызвана изменениями в политике Флоренции и Италии в целом, где назрел кризис нравственных ценностей. Макиавелли чутко уловил тенденцию разрыва в нравственности между двумя модальностями морали: то, что есть и то, что должно быть. При этом Макиавелли возвел нравственный кризис в новый политический принцип – политический реализм. Основной работой Макиавелли стало сочинение «Государь» (1531), в котором главным тезисом, пронизывающим всю работу стал тезис о праве правителя отступать от принципов добра, если к этому его вынуждают обстоятельства. Философия Макиавеллиопирается на следующие основные положения:

1) человек обладает изначально злой природой, движущими мотивами его поступков являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

2) совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы, поэтому для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая организация – государство;

3) правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных: ему следует выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна – промотана);

4) ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь людей;

5) в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.

Примером настоящего властителя Макиавелли считал Филиппа Македонского, который стал за короткий срок из незначительного царя государем всей Греции. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и после­дующих эпох.

Философия социалистов-утопистов. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 – 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, 1529 г – лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии:

1) не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

2) все результаты труда поступают в общественные склады и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

3) в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники;

4) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив), где все должностные лица избираются – прямо или косвенно;

5) мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

6) жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кам­панеллой (1568 – 1639) в произведении «Город Солнца». Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) отсутствует частная собственность, и все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением;

2) жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;

3) большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

4) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 177. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия