Студопедия — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 2 страница






Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и за­щитнику (само слово «тотем» на языке североамери­канских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и перво­начально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объ-единения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под кот рой понимаются действия и обряды, совершаемые целью повлиять сверхъестественным путем на окру-жающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магиче­ские свойства различных предметов (амулетов, фигу­рок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рам­ках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной цер­ковью.

Тотемизм сменился анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую оду­хотворенность природы. Первобытный человек на­селил духами весь окружающий мир: душой облада­ют животные, растения, явления природы. Посте­пенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят не только само­стоятельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются не­сколько особенно могущественных — богов. Посте­пенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качест­ва и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и моно­теистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древ-

негреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство ис лам и другие современные религии, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтниче-ский характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных

групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важ­нейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизи­рованная, специально разработанная для данной ре­лигии совокупность принципов, идей, понятии), ре­лигиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. ковь, упорядочивающую жизнь религиозной об-щины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, вы­свобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в бывших социалистиче­ских) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, од­нако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

 

 

  1. Искусство

 

 

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, де­ятельности, которая представляет собой отраже­ние окружающей действительности в художест­венных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида позна­вательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, од­нако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называ­ли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической де­ятельности, т. е. искусства в его современном пони­мании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украше­нием их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритми­ческом чередовании и организованном расположе­нии абстрактно-геометрических или изобразитель­ных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с пред­метным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эс­тетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечиваю­щим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а так­же жизнь людей в определенных исторических ус­ловиях. Искусство обусловлено миром природы и об­щественных отношений, которые окружают индиви­дов.

Формой бытия искусства является художествен­ное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве ма­териального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфи­ческим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооруже­ний, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает пред­меты, а создает их. Архитектура бывает обществен­ная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живописьвид искусства, произведения ко­торого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живо­писцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых об­щим кругом тем или предметов изображения, назы­вается жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейст­вительности;

б) натюрморт — изображение окружающих чело­века вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преоб­разованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение жи­вотных;

е) исторический жанр — изображение историче­ских событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выпол­няются на бумаге, меньше по формату и легче пере­мещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном по­вторяют жанры живописи. В известной мере специ­фическим графическим жанром является карикату­ра (сатирический рисунок, шарж).

3 Скульптура - вид изобразительного искусст­ва произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на ба­рельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декора­тивную и монументальную. Станковая — это неболь­шая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство — вид изо­бразительного искусства, непосредственно связан­ный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, вы­полняемые из самых различных материалов (тради­ционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим факто­ром формирования среды обитания человека.

5. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда чело­вечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято назы­вать фольклором.

6. Музыка — вид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных обра­зах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим сред­ством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера пе­ред публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибрис­тики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, кон­ной езды, дрессировки животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которо­го создаются с помощью киносъемки реальных, спе­циально инсценированных или воссозданных сред­ствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство — искусство создания хими­ко-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно вырази­тельного и с достоверностью запечатляющего в за­стывшем изображении существенный момент дей­ствительности.

12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют со­бой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстети­ческое воздействие на людей, включает их в направ­ленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заклю­чается в восстановлении в сфере духа гармонии, ут­раченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выра­жается в свойстве искусства анализировать состоя­ние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способ­ность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искус­ства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человече­ской личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она игра­ет ведущую роль в общей системе функций искус­ства.

Эстетическая функция — это специфическая спо­собность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности же­лание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, ду­ховный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею само­ценного значения личности и осуществляет ее, до­ставляя человеку бескорыстную радость эстетическо­го наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показыва­ет познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественно­го познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусст­ва — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и от­ражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи

результатом вымысла, тем не менее являются отра­жением действительности и всегда несут на себе от­печаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с по­мощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков по­знаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став сим­волами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания ха­рактерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художе­ственных образов. В литературе таким средством яв­ляется слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совер­шенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусст­во исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является осо­бой формой познания окружающей действитель­ности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникаю­щем благодаря их взаимосвязям.

 

 

  1. Образование и самообразование

 

 

Среди социальных институтов современного обще­ства образование играет важнейшую роль, представ­ляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенст­вованию. Если такие знания, умения и навыки при­обретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его са­мообразовании.

Целью образования является приобщение индиви­да к достижениям человеческой цивилизации, ре­трансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача уча­щемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творче­ской деятельности в избранной сфере занятий. От ка­чества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономиче­ского и политического развития, его нравственное со­стояние. Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социаль­ной мобильности человека или социальной группы;

2)сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Современное образование является средством ре­шения важнейших проблем не только всего общест­ва, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их соци­ализации.

Различают следующие виды образования: началь­ное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими по­требностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государствен­ный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Ев­ропе были церковными (или монастырскими). Они, в свою очередь, подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В пер­вых готовили в основном приходских священников. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основ­ном молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церков­ные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникав­шие при епископских кафедрах, давали иное образо­вание. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных ис­кусств»: грамматику, риторику, диалектику, ариф­метику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На началь­ном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12—13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые нахо­дились в ведении городского совета). Растущим го­родам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось прежде всего практическими потребнос­тями того или иного города. Латынь в этих шко­лах постепенно вытеснялась национальными язы­ками.

К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений — университе­тов. Создавались они либо на основе бывших кафед­ральных (епископальных) школ (именно так возник в XII в. Парижский университет, выросший из шко­лы, существовавшей при соборе Парижской Богома­тери), либо в городах, где жили прославленные учи­теля, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменито­го знатока римского права Ирнерия развился Болон-ский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовы­вали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно сту­денты и преподаватели избирали руководителя уни­верситета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, фило­софский (богословский) и медицинский. Срок обуче­ния на разных факультетах существенно отличался: подготовка юриста или медика занимала 5—6 лет, философа-богослова — 15 лет. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по за­ранее поставленным вопросам.

В XIV—XV вв. появляются так называемые кол­легии (от этого названия впоследствии произойдет слово «колледж»). Сначала коллегиями называли об­щежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, ко­торую основал Робер де Сорбон, духовник француз­ского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому универси­тету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 уни­верситетов. Многие из них — Болонский, Кембридж­ский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заве­дения появились поздно. Еще сподвижники Пет­ра I предлагали создать в России светские «акаде­мии». В 1724 г. император издал указ об «учине-

нии» в Санкт-Петербурге Академии наук, при кото рои создавались университет и гимназия где долж-ны были «молодых людей публично обучать» Пред-полагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные евро пеиские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие сту­денты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык нау­ки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипен­дий для студентов — первый университетский вы­пуск из 9 человек состоялся лишь в 1753 г. М. В. Ло­моносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего универси­тета не бывало, но еще ни образа, ни подобия универ­ситетского образования».

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддер­жал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов.

12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугу­рация - торжественный акт открытия. В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академическо­го университета фактически прекратилась. Студанты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридичеком. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов говили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин Наиболее способных отправляли на стажировку в ев­ропейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, матема­тика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юри­дический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной спе­циальности. (Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве — Школа математиче­ских и навигацких наук — было основано Петром I еще в 1701 г. Школа помещалась в ныне уже не су­ществующей Сухаревой башне.)

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере образования в средние века и в новое время, следует отметить тот факт, что доступно оно было только от­дельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство населения не имело возможности полу­чить не только высшее, но даже среднее образование. Положение начало меняться с конца XIX в. А XX в. стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации негра­мотности среди населения. В развитых странах полу­чение среднего образования стало обязательным. Се­годня можно констатировать тот факт, что образова­ние в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Расходы на не­го составляют в развитых странах до 8—9% ВНП. Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать благополучным — доля неграмотного населения в них, по различным данным, составляет от 75 до 85% всего населения. Такое положение фактически обре­кает эти страны на отставание в области экономики,

ибо эффективное развитие последней сегодня воз можно только на базе достижений НТП и при нали чии огромного количества высококвалифицирован ных кадров.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отли­чается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наря­ду с учебными заведениями иных типов, осуществля­ет подготовку квалифицированных кадров для раз­личных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы образования.

Под системой образования понимается совокуп­ность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управ­ления, а также комплекс принципов, определя­ющих ее функционирование. Характер системы обра­зования в любом государстве определяется социаль­но-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особен­ностями страны.

Требования общества к образованию выражают­ся в системе принципов государственной образова­тельной политики. В настоящее время образователь­ная политика в РФ строится на следующих принци­пах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребноетям обучаемых;

7) светский характер образования в государствен­ных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-обществен­ный характер управления и самостоятельность обра­зовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и со­держания образования. Среди основных направле­ний проводящейся реформы можно выделить:







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 243. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия