Студопедия — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1 страница






 

Примерные вопросы

1. Духовное производство и духовная жизнь обще­ства.

2. Духовная культура.

3. Наука и ее роль в жизни общества.

4. Мораль.

5. Религия.

6. Искусство.

7. Образование и самообразование.

 

 

  1. Духовное производство и духовная жизнь общества

 

 

Под духовной жизнью общества обычно пони­мают ту область бытия, в которой объективная ре­альность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся не­отъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической де­ятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, ве­ру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они со­ставляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, ду-ховная жизнь тесно связана с другими сферами жиз-ни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает раз­личные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элемента­ми являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и пло­хом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него обще-ственного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической фор­ме (понятий, теорий, законов) и основанные на ре­зультатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общест­венного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных ми­фов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, фор­мально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непо­средственно народом), реализация которых обеспе­чивается авторитетом или принудительной силой го­сударства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и со-

зданные этой деятельностью духовные блага (ценнос­ти).

Первым звеном в этой цепочке выступают духов­ные потребности, представляющие собой объектив­ную нужду людей и общества в целом создавать и ос­ваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние лю­дей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребнос­ти не заданы биологически, не даны человеку от рож­дения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных по­требностей состоит в том, что они имеют принципи­ально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителя­ми такого роста являются лишь объемы уже накоп­ленных человечеством духовных ценностей и жела­ние самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей лю­ди организуют духовное производство. Под духов­ным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществ­ляемое специализированными группами людей, про­фессионально занятыми квалифицированным умст­венным трудом. Целью духовного производства яв­ляется воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производ­ства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производ­ства заключается в том, что его продуктами являют­ся идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совер-шенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производ­ства: науку, искусство и религию. Некоторые фи-лософы склонны добавлять к ним еще и мораль, по­литику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а об­щественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть на­званы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства явля­ется наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени поло­жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина­ет играть заметную роль, опережая развитие матери­ального производства, которое, в свою очередь, изме­няется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производ­ства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атом­ной промышленности и т. д.). Огромную роль приоб­ретают так называемые научные модели обществен­ного развития, с помощью которых общество получа­ет возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и на­правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст­ва является искусство. Создавая художественные об­разы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображе­ния, люди могут лучше познать себя и мир, в кото­ром они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного про­изводства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его раз­вития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окру­жающем мире. Однако возникающие в рамках рели­гиозных воззрений духовные ценности и складываю­щиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и от­дельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, от­личающим его от производства материального, явля­ется всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограни­чен, ценности духовные не уменьшаются пропор­ционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без иск­лючения, являясь достоянием всего человечества.

 

 

  1. Духовная культура

 

 

Слово cultura ведет свое происхождение от латин­ского глагола colo, который означает «обрабаты­вать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания при­роды как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой

смысл.

В современном языке понятие «культура» упо­требляется в основном в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно под разумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества при­нято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в обще­ственной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых сис­тем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали раз­личные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру сред­ством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей при­роде — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабоще­ния человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством об­лагораживания человека, превращения его в циви­лизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Эта­пы развития культуры рассматривались ими как сту­пени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мысли­тели признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хране­ния и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-времен­ные границы;

3) культура служит одной из важнейших характе­ристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают тех­нику, производственный опыт, а также те мате­риальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания чело­века. Подвидами материально-культурных феноме­нов являются:

1) природные объекты, которые подверглись неко­торому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного че­ловека);

2) искусственно-природные объекты, которые со­храняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (япон­ский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживаю­щие общество в производственной сфере (компьюте­ры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, ис­кусство, религию, мораль, политику и право. Гово­ря о духовной культуре, следует различать ее фор­му,которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем вопло­щены феномены данного вида культуры, а содержа­нието, что они значат для личности и обще­ства.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени тво'рчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют сле­дующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, об­ладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусствен­ным материалам (скульптура, объекты архитекту­ры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (жи­вопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и ги­потезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общест­венное мнение, идеалы, ценности, социальные при­вычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и мес­та материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному под­ходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая со­циальную стабильность в течение достаточно дли­тельного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценнос­тей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унас­ледованных ценностей, определение их места и ро­ли в решении проблем общества на данном эта­пе);

в) инновационную (обновление социальных цен­ностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX в. со­циальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отме­тить ряд позитивных и негативных процессов, проис­ходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитар­ного государства к демократическому сопровождает­ся глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нор­мальное развитие культуры в России во многом ока­залось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культу­ры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества по­требителей художественной культуры. Значитель­ная часть населения в силу отсутствия средств к су­ществованию вынуждена отказываться от культур­ных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государ­ственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ве­дет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и уси­ления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных об­разцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими до­стижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе опре­деленных вкусов, идей, связанных с культурой, но­сящей потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые за­частую оказываются не совместимыми с националь­ными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разруше­нию самой культуры.

До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее про­дукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумно­му постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактиче­ски отсутствует правовая база, которая была бы при­звана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент по­литики, в способ привлечения дополнительных го­лосов избирателей на разного рода выборах (наибо­лее яркий пример — президентская кампания 1996 г.).

Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование эко­логической культуры его членов. Проблема эколо­гии, бережного отношения к окружающей среде сего­дня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное пер­вое место по масштабам непродуманного вмешатель­ства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать по­строению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

 

 

  1. Наука и ее роль в жизни общества

 

 

Сегодня, в век научно-технического прогресса, че­ловечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наукой принято называть теоретические сис­тематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в аб­страктно-логической форме и основанные на дан­ных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир во­все не таков, каким он представляется людям, изу­чающим его только при помощи методов чувственно­го познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие су­щественно замедлилось. Однако постепенно в резуль­тате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Га­лилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются науч­ные общества и академии, издаются научные журна­лы а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы орга-низации науки: научные лаборатории и институты исследовательские центры. Примерно с этого же вре-мени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым ви­дом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки яв­ляются:

а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть яв­ления окружающего мира в их единстве и многообра­зии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции раз­вития общества и дать рекомендации по их преодоле­нию.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в про­шлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествен­ников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая систе­ма идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадиг­му общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и пара­дигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке пробле­мы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддаю­щихся объяснению с помощью существующих те­орий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заме­няется новой.

Представляя собой подсистему более сложной сис­темы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фунда­ментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем имен­но открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сию-минутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания наука обладает относительной самостоятельностью' Выполняя социальный заказ, она тем не менее разви вается по своим внутренним законам. Так, напримеп существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для это­го наукой уже накоплен соответствующий объем зна­ний. Если же такового запаса нет, то выполнить об­щественный заказ наука не в состоянии.

 

 

  1. Мораль

 

 

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общест­венного сознания, в которой находят свое отраже­ние взгляды и представления, нормы и оценки пове­дения отдельных индивидов, социальных групп и об­щества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкци­онируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуля­ции социального поведения людей не является един­ственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производ­ное от экономики и, во-вторых, служебное, обслужи­вающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками

на историческую изменчивость моральных норм, на сословно-классовую сущность многих моральных ко­дексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с усло­виями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в мора­ли, так и их абсолютизация. Классовые, националь­ные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние яв­ляются отражением в сознании людей реально су­ществующего, сложившегося в течение веков и ты­сячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, исто­рии, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угро­жающих их жизни и безопасности, здоровью и досто­инству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравствен­ности относятся также забота родителей о воспита­нии детей, забота детей о родителях, уважение к

старшим и т. п.

При помощи морали общество оценивает не толь­ко практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабаты­вать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способ­ность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть — это этическая категория, вы щая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моралъному самоконтролю.

Честьэто этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинствосамооценка личности, осозна ние ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших ре­зультатов в определенной ситуации, а следование об­щим нормам и принципам поведения. Выполняя, на­ряду с появившимся позднее правом, роль регулято­ра поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают са­мыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулиро­вания — общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существу­ет много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государ­ством, зафиксированных в юридических актах. Мо­ральные нормы формируются в процессе утвержде­ния, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государствен­ная воля, в моральных нормах — общественное мне­ние;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в ко­тором они содержатся. Их реализация поддержива­ется в необходимых случаях специальным аппара­том, силой государственного принуждения. Реализа­ция моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом мора­ли выступают совесть индивида и общественное мне­ние, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, ко­торая регулируется правом. Нормы морали регу­лируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, люб­ви и т. п.);

5) для правовых норм характерна большая, неже­ли для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправо­мерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответ­ствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;

2) право в целом должно соответствовать моря ным взглядам общества. Право должно способст вать утверждению идеалов добра и справедливости обществе;

3) в некоторых случаях право способствует избав лению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел процесс преодоления кров ной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;

4) нравственные воззрения являются той основой на которой формируются правовые взгляды, право­вые идеалы и, в конечном счете, содержание право­вых норм;

5) некоторые правовые нормы непосредственно за­крепляют моральные нормы, подкрепляя их юри­дическими санкциями (например, уголовные нор­мы).

 

 

  1. Религия

 

 

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, тради­ции. Так, марксистская методология определяла ре­лигию как специфическую форму общественного со­знания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и чело­веком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представ­лений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа лю­бой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в не-

объяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения ре-лигии. Церковь учит, что религия появляется вмес те с человеком, существует исконно. Материалисти­ческие учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сфе­рах жизнедеятельности, первобытный человек при­писал естественным природным силам сверхъестест­венные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные га­рантировать получение искомого результата. Посте­пенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к завет­ным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъес­тественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логич­ность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К то­му же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался опре­делить свое место в окружающем мире, приспосо­биться к нему.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 238. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия