Хаммурапи
Одна из аморейских династий в небольшом городе Вавилон династии Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного гос-ва, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих планов. Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и активно готовился к воен действиям. На 7 год царствования при поддержке Римсина эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе юж города Урук и Исин. Хаммурапи заключ союз с северо-запад соседом — гос-вом Мари. Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в средней Месопотамии. Хаммурапи разгромил Эмсин, в прошлом своего союзника, а теперь гл конкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать. Хаммурапи совершил два опустошительных набега и на царства Мари. Хаммурапи подчинил себе и тер Ассирии с ее столицей Ашшуром. Эк подъем. применения железных орудий труда. Использовались мотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудия труда в сельском хозяйстве продолжали совершенствоваться. Среди домашних животных появ лошадь. Высокая урожайность определялась пладород аллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой. Объединение под властью Вавилона земель Месопотамии способствовало расширению торговли, как внешней, так и внутренней. З-н. Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общест строй гос-ва, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и сред рабовладельцы. Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. выбиты клинописью на обеих сторонах столба на вавилонском диалекте аккадского языка. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой явл обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство. После введения следуют статьи законов, которые заканчиваются заключением. На основании сохранившихся следов можно установить, что было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. Первые 5 статей посвящены вопросам судопроизводства. Статьи 6—13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи. Ст14—20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. устанав размер награды за поимку беглого раба. В ст21—25 рассматр разные случаи грабежа. Ст26—41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения. Ст42—47 определяют права и обязанности арендаторов земли.48—52 устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля. 53—56 налагают кару за небрежное использование ирригацион сети. 57—58 защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами. долговому праву ст112—126. Очень большое место (ст 127—195) занимает семейное право. ст 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения. Заключ статьи содержат постановления о рабах. принцип “око за око, зуб за зуб”. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком. В законах отчётливо проступает клас характер. Рабы могли продаваться без каких-либо ограничений. Значительную часть составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечисляются кары, которые боги нашлют на ослушавшегося.