Уривки з першоджерелЧеловечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”. … Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планетею В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. — М., 1965. — С.328-329. … Общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь.… … Общество… дано только там, где дано несколько единиц (индивидов), одаренных психикой и связаных между собой процессами психического взаимодействия. И обратно, всюду, где взаимодействие тех или иных центров лишено психического характера, например, взаимодействия атомов, молекул, планет, камней, деревьев, простейших организмов, лишенных сознания, — там не будет и общества… Социология изучает только такие общества, где члены последнего, помимо неорганических и органических процессов, связаны еще взаимодействием психическим, то есть обменом идей, чувств, волевых устремлений — тем, что характеризуется словом “сознание”. … Следовательно, общество… означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения… Человеческое общество с этой точки зрения похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море-общество — вечно бурлит, волнуется и не умолкает… Все сказанное об обществе людей в известной мере приложимо и к высшим животным, живущим обществами, стадами, группами. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С.28-29. Все аспекты природы — от конечных неизменных материальных частиц, планетных систем и видов животных вплоть до… социальной жизни — рассматриваются теперь как исторически развивающиеся, или “эволюционизирующие”. Если теория человеческого понимания должна следовать остальным наукам и истории ХХ века, тогда она должна основываться не на неизменных принципах и гарантиях, а на исторических взаимодействиях между человеком, его понятиями и миром, в котором он живет. … Скорее всего, эта проблема требует теперь, чтобы мы пришли к терминам развивающихся взаимодействий между миром человеческих идей и миром природы, причем ни один из них не является инвариантным. Вместо неизменного разума, получающего команды от неизменной природы посредством неизменных принципов, мы хотели бы найти изменчивые познавательные отношения между изменяющимся человеком и изменяющейся природой. Тулмин Ст. Человеческое понимание. — М., 1984. — С.41.
ВИСНОВКИ З третього ПИТАННЯ:
В основі сучасної екологічної кризи лежить глибоке протиріччя між стратегією людської діяльності та загальною скерованістю природних процесів. Стратегія людської діяльності, яка націлена на перетворення природи у відповідності до своїх потреб, звичайно ігнорує якісні особливості самої природи, її можливості, фундаментальне включення буття людини у буття природного. Невгамовне задоволення потреби “мати”, нескінченне виробництво усе нових матеріальних цінностей перетворилося в реальну загрозу для збереження природних умов самого людського життя, для стану “бути”. Багатоманітний штучний світ, який створюється людиною, все більше стискає природу.
висновки З ТЕМИ:
В теоретичному плані перспективи вирішення екологічної проблеми репрезентовані концепціями, які обґрунтовують ідеї охорони дикої природи; розробки екологічно апробованої техніки і технології; єдності та розвитку середовища проживання і суспільства (біосоціогенез) та ін.
|