Долгая дорога на Марс
Как я перебрался из Уокигана, штат Иллинойс, на Красную планету, Марс? Возможно, об этом могли бы рассказать два человека. Их имена указаны в посвящении юбилейного издания, выпущенного к сорокалетию со дня выхода в свет «Марсианских хроник». Эти двое – мой друг Норман Корвин, который первым выслушивал мои марсианские истории, и мой будущий редактор Уолтер Брэдбери (не родственник), который сразу же разглядел, что я затеял, хотя сам я об этом еще не подозревал, и убедил меня закончить роман, который я даже не знал, что пишу. Мое путешествие в тот весенний вечер 1949 года, когда Уолтер Брэдбери заставил меня удивиться себе самому, проходило по неуправляемой траектории многочисленных «а что, если». А что, если бы я не услышал радиопостановки Нормана Корвина и не влюбился в нее, когда мне было девятнадцать? А что, если бы я не отправил свой первый сборник рассказов Корвину, который потом стал мне другом на всю жизнь? А что, если бы я не последовал его совету и не поехал в Нью‑Йорк в июне 1949 года? Ответ простой: возможно, не было бы никаких «Марсианских хроник». Однако Норман упорно твердил, что мне пора бы уже засветиться в манхэттенских издательствах, и что он со своей женой Кэти встретят меня в Нью‑Йорке, все покажут, расскажут и будут всячески оберегать. Из‑за его уговоров я, оставив беременную жену в Лос‑Анджелесе, проехал через всю страну – четверо суток в междугороднем автобусе, четыре долгих дня и ночи, свернувшись, как прокисший чайный гриб, в шарообразный, заплесневелый грибок, с 40 долларами на банковском счету и договоренностью с общежитием Молодежной христианской ассоциации (5 долларов в неделю), ожидавшим меня на Сорок второй улице. Корвины, выполняя свое обещание, всячески меня опекали и знакомили с редакторами, которые спрашивали: – Вы привезли роман? Я признавался, что, будучи спринтером, привез только пятьдесят коротких рассказов и древнюю, побитую жизнью пишущую машинку. Есть у них надобность в полусотне рассказов, плодов буйного творческого воображения, в основном гениальных? Такой надобности у них не было. Что приводит к последнему, самому главному «а что, если». А что, если бы я не пошел ужинать с последним из редакторов, которому я был представлен – Уолтером Брэдбери из Doubleday, и он не задал бы мне все тот же гнетущий вопрос: есть ли у меня готовый роман, и не услышал бы в ответ мой рассказ о забеге на милю за четыре минуты, это когда за завтраком я наступаю на мину‑идею, она взрывается, а я собираю куски и осколки и сплавляю их заново, чтобы к обеду они охладились. Уолтер Брэдбери покачал головой, доел десерт, крепко задумался и сказал: – Мне кажется, вы уже написали роман. – Как? – спросил я. – Когда? – А вот эти ваши марсианские рассказы, которые вы публиковали последние четыре года, – сказал он. – Ведь там же есть некая общая нить? Может быть, вы их как‑то пришьете друг к другу, вроде как соберете мозаичный гобелен, троюродный брат романа? – О, Боже! – воскликнул я. – Что? – О, Боже, – повторил я. – В 1944‑м я прочел «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона, и книга настолько меня впечатлила, что я сказал себе: надо бы попытаться написать что‑то хотя бы наполовину такое же сильное, а действие перенести на Марс. Я даже составил краткие описания героев и событий на Красной планете, но потом потерял их в своих бумагах! – Похоже, мы их нашли, – сказал Брэд. – Правда? – Даже не сомневайтесь, – сказал Брэд. – Возвращайтесь к себе в общежитие и составьте краткий конспект всех марсианских рассказов. Завтра несите его ко мне. Если мне понравится, сразу подпишем договор, и я дам вам аванс. Дон Конгдон, мой лучший друг и литературный агент, сидевший напротив, кивнул. – В полдень буду у вас в редакции! – сказал я Брэду. Чтобы это отметить, я заказал второй десерт. Брэд и Дон взяли по пиву. Была типичная для Нью‑Йорка жаркая июньская ночь. Кондиционеров тогда еще не придумали. Я просидел за машинкой до трех часов пополуночи, в одних трусах, обливаясь потом, сводил по весам и центровкам своих марсиан в их странных городах в последние часы до прибытия и отбытия моих космонавтов. Ровно в полдень, усталый, но довольный, я положил конспект на стол Уолтера Брэдбери. – Вы это сделали! – сказал он. – Завтра подпишем договор, и сразу получите чек на аванс. Кажется, я выражал свои чувства чересчур бурно. Слегка успокоившись, я спросил про другие мои рассказы. – Сейчас, когда мы будем публиковать ваш первый роман, – сказал Брэд, – можно рискнуть и с рассказами, хотя подобные сборники редко когда продаются. Сможете придумать название, которое объединило бы два десятка разрозненных рассказов? Вроде как одело бы их в кожу… – В кожу? – переспросил я. – Тогда почему бы не «Человек в картинках»? Так называется мой рассказ о цирковом зазывале, чьи татуировки двигались, и оживали, и разыгрывали будущее в живых картинах у него на груди, на руках и ногах. – Похоже, придется выписывать сразу два чека, на два аванса, – сказал Уолтер Брэдбери. Через три дня я уехал из Нью‑Йорка с двумя подписанными договорами и двумя чеками на общую сумму 1500 долларов. Достаточно, чтобы платить целый год за съемное жилье по 30 долларов в месяц, поднять ребенка и внести первый взнос за маленький типовой домик вдалеке от Венеции, штат Калифорния, и от моря. К тому времени, когда родилась наша первая дочь – осенью 1949 года – я уже совместил и приладил друг к другу все, когда‑то потерянные, а теперь вновь обретенные марсианские штуковины. У меня получился не парад чудаковатых персонажей, как в «Уайнсбурге, Огайо», а сплав странных идей, представлений, фантазий и грез, которые виделись мне во сне и грезились наяву, начиная с двенадцати лет. «Марсианские хроники» вышли на следующий год, в конце весны 1950‑го. Когда я поехал на восток той весной, то еще сам не ведал, что сотворил. Оказавшись в Чикаго, я пошел в Институт искусств, чтобы пообедать с одним из моих друзей. Я увидел толпу на лестнице института и подумал, что это туристы. Но, как только я стал подниматься, эти люди бросились мне навстречу и окружили со всех сторон. Оказалось, что это не поклонники искусства, а читатели, которые уже прочитали мои «Марсианские хроники» и пришли, чтобы сказать мне, что именно я написал, сам того не понимая. После той встречи моя жизнь изменилась уже навсегда. После той встречи все стало иначе. Список этих «а что, если» можно продолжать бесконечно. А что, если бы я не встретил Мэгги, которая согласилась стать моей женой и приняла ради меня обет бедности? Что, если бы в ту же неделю, когда я женился на Маргарет, Дон Конгдон не пожелал бы стать моим литературным агентом, каковым он остается уже сорок три года? И что, если бы, вскоре после выхода «Хроник», я не зашел бы в тот маленький книжный в Санта‑Монике, куда в то же самое время заглянул и Кристофер Ишервуд? Я быстренько подписал и вручил ему экземпляр моей книги. Ишервуд принял подарок с выражением встревоженным и тоскливым, и тут же сбежал. Через три дня он позвонил мне домой. – Знаете, что вы сделали? – спросил он. – Что? – Вы написали отличную книгу. Я буквально на днях стал главным книжным обозревателем в журнале «Tomorrow», и ваша книга будет первой, о которой я напишу. Спустя пару месяцев Ишервуд позвонил и сказал, что известный английский философ Джеральд Херд хочет со мной познакомиться и для этого приехать ко мне. – Ко мне нельзя! – крикнул я. – Почему? – Потому что мы только что въехали в новый дом, и у нас нет мебели! – Джеральд Херд будет сидеть на полу, – сказал Ишервуд. Херд приехал и сидел на единственном в доме стуле. Мы с Мэгги и Ишервудом сидели на полу. Через пару недель после той встречи Херд и Олдос Хаксли пригласили меня на чай, и оба спросили, вторя эхом друг другу: – Вы сами‑то знаете, кто вы? – Кто? – Вы поэт, – сказали они в один голос. – О, Боже, – ответил я. – Правда? Так что мы завершаем на том, с чего начали: один друг отправляет меня в дорогу, другой встречает в конце пути. Что, если бы Норман Корвин не уговорил меня уехать в Нью‑Йорк, а Уолтер Брэдбери не принял бы меня там? Возможно, у Марса никогда не появилась бы атмосфера, и марсиане никогда не рождались бы и не жили в своих золотых масках, а их непостроенные города навсегда затерялись бы среди холмов с неразработанными карьерами. Большое спасибо этим двоим за ту поездку в Манхэттен, обернувшуюся путешествием в другой мир – кольцевым рейсом, который существует уже сорок лет.
6 июля 1990
|