КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 10ПО ТЕМЕ «ИДЕИ РУССКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» 1. Кто из русских культурологов связывал глобальную смену типов культуры со сменой коммуникативных средств и выделял культуры дописьменные, письменные, типографические и культуру обществ с современными СМИ: 2. В. Белинский, Н. Чернышевский, Д. Писарев, Вл. Соловьев, 3. Н. В. Гоголь, славянофилы – А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, К.Н. Леонтьев: а) склонялись к тому, что русская культура принадлежит больше Востоку б) видели русскую культуру скорее частью Запада. 4. Кому из мыслителей может принадлежать высказывание: «Исторический опыт для России не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам»: а) Н.Данилевскому б) А.Пушкину в) П.Чаадаеву г) Ю. Лотману 5. Русский религиозный философ и ученый, автор труда «Столп и утверждение истины» - а) П. Флоренский б) Н. Данилевский 6. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Культура представляет собой пограничное состояние, возникающее на границе трех областей - познания, нравственности и искусства»: а) Н.Данилевскому б) А.Пушкину в) П.Чаадаеву 7. Русский ученый, который приходит к понятию культурно-исторического типа, то есть «формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы языков…, как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты» - а) Н. Бердяев б) Н. Данилевский в) Ю. Лотман 8. Высшей формой постижения социального идеала В. Соловьева «Все находят себя в каждом, и каждый – во всех других» является: 9. Восстановите слово из работы В. Соловьева «Общий смысл искусства»: «Результат природного процесса есть человек в двояком смысле: во-первых, как самое ________, а во-вторых, как самое сознательное природное существо»: а) ужасное б) совершенное 10. Русский литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартусско-московской семиотической школы гуманитарных исследований - а) Н. Бердяев б) Н. Данилевский в) Ю. Лотман 11. По мнению В.И. Вернадского, с появлением разума и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в сферу разума, т.е.: а) ноосферу б) тропосферу в) семиосферу. 12. Термин, введенный Л. Н. Гумилевым, обозначающий повышенную тягу к действию у людей, возникающую из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности:а) соборность б) пассионарность 13. Понятие, воспринятое русской религиозной философией в конце XIX - начале XX вв., означающее множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство»: а) соборность б) пассионарность 14. Понятие, разработанное в культурологи Ю. М. Лотмана, обозначающее пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре:а) соборность б) пассионарность в) ноосфера г) семиосфера. 15. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «… Россия не может оставаться только Востоком и не должна сделаться только Западом. Миссия России сделаться Востоко-Западом, соединительницей двух миров»: а) Н.Данилевскому
|