Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интуиция и экспрессия





Одна из возникающих здесь проблем связана с пониманием искусства как лирического образа, с тем, как соотносятся "интуи­ция" и "экспрессия", как одно переходит в другое. Это та же про­блема, что проблема соотношения внутреннего и внешнего, духа и материи, души и тела, намерения и воли, воли и действия и т. п. В этих терминах проблема неразрешима: после отделения души от тела, внутреннего от внешнего, воли от действия, интуиции от экспрессии у нас уже нет перехода и способа органичного объеди­нения терминов, разве что путем введения третьего термина, обо­значаемого то как Бог, то как непознаваемое. Все же дуализм не­обходимо перерастает в трансценденцию или агноcтицизм. Когда проблемы не решаются в предложенных терминах, приходится подвергнуть их критике, чтобы выяснить, как они возникли и на­сколько законен их генезис с логической точки зрения. В нашем случае результат таков: термины возникли не в силу философско­го принципа, а ради эмпирической и натуралистической класси­фикации. Она сформировала две группы фактов - внутренние и внешние (как будто внутренние не могут в то же время быть и внешними, а внешние - внутренними), души и тела, образы и впечатления. Но тщетно пытаться затем соединить то, что разде­лено по материально эмпирическому признаку, а не логически философским образом. Душа будет душой тогда, когда ecть тело, воля есть воля, когда руки и ноги в движении, то есть дей­ствие, а интуиция есть лишь в едином акте с формой ее выраже­ния, то есть экспрессией. Не существует образа, так или иначе невыраженного в слове, песне, рисунке, живописи, скульптуре, ар­хитектуре. Невыраженному можно приписать существование, но нельзя сделать его утвердительным, ибо единственным докумен­том утвердительного может стать воплощенный и выраженный образ. Глубоко философское положение о тождестве интуиции и экспрессии нельзя не заметить в основе здравого смысла: обыденный рассудок осмеивает тех, кто говорит "я думал, но не знал, как сказать", "я задумал картину, но не умею ее нарисовать". Rem tene, verba sequentur - держись вещей, слова последуют за тобой. Если нет слов, нет и вещей. Так понятое тождество действует во всех духа, но в искусстве оно особенно очевидно, хотя в другом месте это отличие становится дефектом. Создание поэтического произведения таинственно, как творение мира. Таким же эффективным должно быть влияние эстетики как науки на всю филосо­фию для понимания Единого во Всем. Эстетика, отрицающая аб­страктный спиритуализм и дуализм в искусстве, сама предпола­гает и со своей стороны навязывает идеализм или абсолютный спиритуализм.

 

7. Экспрессия и коммуникация

Возражения против тождества интуиции и экспрессии связа­ны с психологическими иллюзиями, когда кажется, что в нашем распоряжении в любой момент множество живых и конкретных образов. Однако реально у художников, фрагментарно выражаю­щих мир образов, есть только знаки и имена, хотя все мучитель­ные поиски направлены на то, чтобы сформировать более бога­тый образ мира, и это не всегда удается. Возражения усиливаются и множатся из-за подмены понятий экспрессии и коммуника­ции, хотя разница налицо. Коммуникация связана с фиксацией интyиции-экспрессии в одном предмете, метафорически называемом материальным, или физическим, хотя в любом аспекте она по своей природе духовна как действие. Несмотря на обнаружен­ную ирреальность так называемого физического, его разреши­мость в духовное принципиально важна для тотально философс­кого понимания. Для прояснения эстетических проблем все же по­зволим себе говорить о материи и природе в символико-метафори­ческом смысле. Ясно, что поэзия уже неделима, когда поэт озвучил ее про себя внутренним голосом. Произнесенная или пропетая вслух поэзия находит слушателей, иногда другие берут ее за образец, тогда образуется schola cantorum. Записанная и распечатанная, она вхо­дит в новую стадию, обретает социальную и культурную значи­мость, не столько эстетический, сколько практический характер. Нечто подобное можно сказать о художнике. Невозможен процесс рисования без того, чтобы на каждом этапе работы не присут­ствовали интуитивные образы линии и цвета сначала в фантазии и лишь затем в движении кисти. Когда случается наоборот, худож­ник вносит поправки в свою работу. Различие между экспрессией и коммуникацией, конечно, слишком деликатно, чтобы отразить его в факте, ведь два эти процесса на краткий миг встречаются в факте и смешиваются в нем, все же необходимо сохранять их иде­альное различие. По невнимательности им частенько пренебрега­ют, отсюда проистекают различные смешения искусства с техни­кой. Тогда техника утрачивает внутреннюю связь с искусством, входит в связь с понятием коммуникации. Техника в целом - это умение или комплекс навыков, ориентированных на практиче­ское использование. В искусстве техника отвечает за инструмен­тальный аспект коммуникации художественных произведений: подготовка холста, досок, стен к росписи, красителей, лаков, по­становка голоса, декламация и т. п. Трактаты по технике не есть эстетические трактаты, и даже не часть их. Из этого следует, что понятия должны быть хорошо продуманы, а употребляемые слова должны отвечать строгости понятий. Иначе зачем ссориться из-за слова "техника", если его употребляют как синоним работы ху­дожника, в смысле "внутренней техники" интуиции-экспрессии, или, иначе, в смысле "дисциплины", то есть необходимой связи с исторической традицией, от которой никому не дано освободить­ся. Смешение искусства с техникой, замена первого второй стало излюбленным занятием большинства несостоявшихся художни­ков. Думая только о практической стороне дела, в искусственных суррогатах они пытаются найти подмогу и силу, то есть то, что должны иметь в самих себе и чего не имеют.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия