Внешняя история.
Кажется, никогда не было такого момента, чтобы эльфийские языки Толкина существовали в историческом вакууме, без каких-либо изменений и эволюционного движения вперед. Примечание Кристофера Толкина: «С самого начала эти языки были задуманы в глубине исторического пути. Каждый элемент, каждое слово этого языка исторически всегда объяснимо и понятно – словно эти языки и не были изобретены, а жили вместе с историей своего мира, они были сложены в последовательные этапы своей эволюции, что не могло не вызвать восторг у их создателя. Языки не изображены как жесткие формы «до» и «после», а в виде непрерывного движения и эволюции». Диахронический аспект был очень важен для Толкина, он кажется, привлекает внимание большой семьей эльфийских языков, их ростом, развитием и разветвлением на различные направления. При описании тех или иных форм слова для того или иного языка, он часто ставит рядом помеченное звездочкой слово – стволовой корень Праэльфийского языка. Он ясно чувствовал, что каждое слово должно иметь свою историю! Разумеется, это требовало строительства некоего фундамента, праэльфийского языка, который был бы предком для всех ветвей и всех линий развития эльфийских языков, ведь Толкин не смог бы до бесконечности уводить их историю в прошлое, особенно когда он думал об Эльфийской истории как о легенде, имеющей свою точку отсчета в пространстве и времени, то есть пробуждение Квенди на берегах Куивиэнен. Следовательно, все языки должны быть потомками примитивного эльфийского. Уже в первых списках эльфийских слов, помеченных как Qenya-lexicon и датируемых 1915 годом, все слова имеют вывод от праэльфийских корней. Эти стебли обеспечивают некий проблеск Праэльфийского языка, и автор, кажется, вдохновляется идеей реконструкции языка на основе индоевропейской группы, гипотетические языки восточной и кельтской (валлийской) группы. Например, в словообразование новых языков Толкин включает слоговые N и L (остальные слоговые звуки были помечены точками), а так же появляется феномен мутации согласной. Примерно через два года с четким выводом от протоэльфийских корней появляется параллельный Qenya язык гномов. Через тридцать лет непрерывной эволюции и изменения этот язык будет известен под окончательным названием Синдарин. Слоговые согласные, сперва записанные в Праэльфийский язык в 1915 году через двадцать лет пропали, когда были написаны «Этимологии». Тем не менее, остальные идеи и тезисы Праэльфийского языка сохранились в целости. Например, многие слова начинались с назализированных взрывных -ng, -mb, которые в Синдарин будет восстанавливать носовая мутация с определенным артиклем множественного числа (NGOLODO праэльфийского в Синдарин стало Golodh, и определенный артикль приведет его к форме Ngolodh). В «Этимологиях» наравне со словами Синдарин указано много протоэльфийских корней, что позволило нам получить достаточно точное представление о структуре и фонологии Праэльфийского языка. Конечно, основной интерес Толкина лежал в поздних эльфийских языках, а именно Квэнья и (<Noldorin>) Синдарин. Даже в «Этимологиях» организация и структура Праэльфийского остается в тени, служа основой и исторической платформой, указывая путь и ветви развития остальным эльфийским языкам, а не являясь действующим языком в рамках литературной легенды. Как и многие другие идеи Толкина, некоторые слова из Праэльфийского подлежат пересмотру. Например, в старых записях и в «Этимологиях» TYUL является стволовым протоэльфийским словом, которое в Квэнья даст форму Tyulma – мачта, однако «Этимологии» напрямую выводят это слово, а в старых дневниках есть указания на иную форму, которая дала бы квэнийское Tyulma, а именно протоэльфийское KYULUMA. Эволюция этих форм в конечном итоге приводит к тому же варианту в Квэнья, но идеи Толкина относительно первоначальных форм менялись с течением времени. Аналогичный случай Квэнья Finde – коса, по «Этимологии» восходит корнями к эльдаринскому spinde (стволовой SPIN), а в старых записях есть вывод от корней PHINDE. Такая неопределенность восходит к самым ранним спискам протоэльфийских слов и словарей, и Кристофер Толкин отмечает: «что в некоторых случаях определение корней того или иного слова бывает очевидным, а в иных известен корень, но формы поздних языков с ним не совпадают». В мыслях Толкина основные понятия Праэльфийского, попавшие в конечном итоге в «Этимологии», сформировались, вероятно, к 1930 году и с той поры существенных изменений не претерпели. Например то, что Кристофер Толкин называет «очень поздними сведениями», относятся, по всей видимости, к семидесятым годам, но многие формы Праэльфийского остаются там неизменными, точно как и сорок лет назад. В любом случае, историческое развитие Синдарин и Квэнья получили «детальное описание» в последние годы жизни Толкина, похоже, что он намеренно решил оставить подробные сведения об их общем предке. Следует отметить, что по первоначальной идее Толкина эльфы познакомились с Валарином, узнав его от Оромэ, но затем Толкин решил, что эльфы на самом деле создали свой язык самостоятельно, до встречи с Валар. Излишне говорить, что «запись» эльфийского слова и его «письменная» форма являются чистой фикцией. Толкин реконструировал формы столь же часто, как и создавал новые и новые списки слов – эволюции тех или иных языков. Даже если кто-то сможет вывести более правдоподобную форму из Праэльфийского, нежели та, что указана в «заверенном» словаре, эта форма все равно должна быть отклонена. (Предложение на эксперимент в рамках Толкиеновской лингвистике. Обучите несколько тысяч человек Праэльфийскому языку, разбейте их на две группы и расселите на разные континенты, чтобы они не имели связи друг с другом. Через пару тысяч лет возвращайтесь и посмотрите, создали ли их потомки Квэнья и\или Синдарин?).
|