Студопедия — Культура досуга молодежи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура досуга молодежи






Культура досуга характеризуется, прежде всего, теми занятиями, которым человек отдает предпочтение в часы досуга.

Культура досуга связана со всеми атрибутами свободного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количество свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов (уровнем развития производительных сил, уровнем развития внепроизводственной сферы жизнедеятельности общества и т.д.), то структура и содержание свободного времени многими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения общественного, личного и семейного досуга.14

Свободное время - это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности; досуг - это субъективно оцениваемый человеком отрезок времени, как принадлежащий ему и наполняющийся целенаправленной полезной деятельностью.

Свободное время - неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д.15

______________________________

14Азарова, Р. Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р. Н. Азарова // Педагогика. - 2005. - № 1.

15Акимова, Л.А. Социология досуга / Л. А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003.

Свободное время для любого человека является временем, которое он посвящает самому себе, выражает себя наиболее полно. Досуговые формы деятельности способствуют не только усвоению норм социального поведения, но и формируют, закрепляют их в этих формах. В связи с этим оно представляет собой ценность не только для самого человека, но и для общества в целом.

Сфера досуга и отдыха - важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь, как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением). Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодёжный досуг предстаёт как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени молодых людей – в целом социально-экологическом развитии и духовном обновлении всей нашей жизни. Досуг является широкой сферой культурной жизни, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности современной молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению. В толковом словаре Даля мы встречаем следующее определение: «Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела, в свободное от дела время, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье». В Большом энциклопедическом словаре мы видим наиболее раскрытое определение досуга: «Не занятое работой или другим делом; Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой; развлечение, личные занятия в свободное от работы время».

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь свободным и добровольным выбором его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную, творческую и созерцательную, производственную и игровую деятельность. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальнос­тью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.16

___________________________

16. Звоновский, В.Б. Досуговые предпочтения молодежи/ В. Б. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2002. - № 5 (61).

 

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Также отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, стремление привнести в каждую сферу возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для молодого человека места, быть участником важных событий.

Я считаю, что на сегодняшний день важным конкурентом в организации досуга и формировании культуры личности учреждениями культуры являются средства массовой коммуникации. В современном мире для многих молодых людей СМИ стали альтернативой досугу в учреждениях культуры. На сегодняшний день все учреждения культуры призваны организовывать досуг, который будет развивать и воспитывать. Так, ещё Аристотель отмечал: «Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитываться, и как это воспитание, так и это обучение заключают цель в самих себе…».

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере культурной жизни, – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых центров.Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер. На сегодняшний день существует проблема упадка уровня культуры поведения молодежи. Винить же в создавшемся положе­нии с поведением молодежи нужно не молодых людей, а руководителей культуры, общеобразовательных учреждений и общественность, которые допускают существование воспитательной продукции ниже среднего уровня, которая способствует возникновению среди молодежи недопустимого поведения и уровня культуры. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Конечно же, при решении проблемы культурного проведения досуга молодежи, его качественного уровня нужно усиливать роль этического воспи­тания, но самое главное – решать задачи воспитательного развлечения. Ведь развлекая можно не только отвлекать, но и обу­чать и развивать личность, идейно, нравственно и этически воспитывать аудиторию. Необходимо сделать развлечение позитив­ной ценностью, источником общественного богатства. Необходима «социо­логическая пропаганда», ориентированная на образ жизни, то есть одновременная реклама вещей, обычаев, привычек и соответству­ющих им идей и представлений, нравственности.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Эта задача не может быть решена одномоментно, но, если мы хотим в будущем иметь великую на­цию, приступать к решению нужно сейчас.

Формирование культуры досуга как фактор развития личности. Во-первых, именно досуг выступает сферой наиболее свободного самопроявления и самовыражения личности как одного из основных условий развития личности. Во-вторых, социальные практики досуговой активности представляют собой пространство осуществления значительной сферы социокультурных потребностей молодежи; в-третьих, именно в сфере досуга зарождаются и оформляются основания молодежной субкультуры.

Эти обстоятельства, с учетом того, что трансформации совокупности общественных отношений привели к изменению как места досуга в жизни молодежного сообщества, так и коренному изменению социокультурной ситуации в сфере досуга.

Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации. Процесс формирования субкультур, обусловленный как дифференциацией и автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различные социальные практики, показывает, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп, прежде всего, как досуговая.

Досуг стал восприниматься молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время воспитывающее воздействие на социальные практики досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям сближения основного вида деятельности молодежи - ее познавательно-образовательного движения с досуговой практикой, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.17

Адекватная организация сфер досуга и образования дает возможность не только влиять на становление культуры профессионалов-специалистов посредством более полного включения досуговых практик, но и создавать условия оптимального раскрытия личностного потенциала, что, безусловно, способствует становлению субъектной составляющей современной личности.

__________________________________

17Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление/ Б. А. Трегубов. - Л., 1991.

Как своеобразную функцию следует включать в управление свободного времени молодежи функцию регулирования сферой досуговой деятельности молодежи. Преобладание внешнего регулирования означает, что личность руководствуется в своей деятельности социальными ценностями, которые приобретают инструментальный характер, и содержание культурно-досуговой деятельности становится не результатом свободного выбора, реализацией интересов и потребностей человека, а деятельностью, предпринимаемой под давлением внешних обстоятельств. Важнейшими же характеристиками саморегулирования являются добровольность, свобода перемены занятий, ориентация на сам процесс кулътурно-досуговой деятельности и ее результаты как самоценность.

Управление свободным временем - это в преобладающей степени саморегулирование, ни один из аспектов которого неотделим от проблемы воспитания.

Условия и институциональные формы, в которых развертывается социально - педагогическое регулирование досугового времени выступают основными объектами досуга. В этом случае главной целью регулирующего воздействия в кулътурно-досуговой сфере является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для формирования ее ценностных ориентаций, диагностирования и реализации ее социально-культурного потенциала.

Одним из важных объектов регулирующего воздействия в культурно-досуговой сфере деятельности молодежи является баланс ее интересов и потребностей. Баланс интересов в отношении профессиональной, семейно-бытовой и досуговой деятельности определенным образом упорядочивает отношение личности к основным целям жизни и средствам их достижения, выполняет роль внутреннего ядра ценностно - ориентационной системы личности и в этом качестве служит ведущей характеристикой ее общей жизненной позиции.

Баланс культурно - досуговых интересов и потребностей (пассивно - созерцательных и творческо-созидательных) будет, безусловно, способствовать психологическому комфорту личности и ее самореализации в социально-культурной деятельности.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия наиболее продуктивно с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу.

Выделяют следующие основные типологические группы:

- активно-деятельностный тип, отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как правило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразование личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социалъно-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности;

- молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внерабочего времени, вытесняя все другие виды деятельности; эта группа молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы, ограничивая себя в общении;

- молодежь, ориентирующаяся на пассивно - потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий преимущественно в роли зрителя, посещение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;18

_____________________________

18Ядов, В. А. Социология в России. / В.А. Ядов. -. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Институт социологии РАН, 1998.

 

- молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно-хаотичной направленностью досуга и структурой культурно - досуговой деятельности.

Характеризуя сущность субъекта культурно - просветительной работы, необходимо отметить, что субъектом культурно-досуговой работы называют лицо или группу лиц (коллективный субъект воспитания), осуществляющих воспитательный процесс в учреждениях культуры и досуга. Характерным признаком субъекта культурно-досуговой деятельности является наличие осознанной воспитательной цели. Поскольку сущность культурно-досуговой работы - самодеятельность и инициатива масс, ее субъектом выступают, прежде всего, сами массы, включенные в эту деятельность.

В самом деле, среди многообразия субъектов культурно-досуговой деятельности молодежь в большей мере испытывает воздействие со стороны своих сверстников, друзей, увлеченных конкретными видами досуговой деятельности.

Таким образом, своеобразие культурно-досуговой среды молодежи состоит в том, что она в значительной мере формируется самой молодежью. Иначе говоря, молодежь является творцом и основным субъектом формирования культурно-досуговой среды, способствующей формированию их материальных и духовных ценностных ориентаций.

Одним из важных объектов регулирующего воздействия в сфере досуга на формирование ценностных ориентаций молодежи является баланс направленности ее интересов и потребностей, мотивов на конкретные объекты культуры и досуга, на культурно-досуговую деятельность. Баланс культурно-досуговых интересов и потребностей способствует психологическому комфорту личности и ее самореализации в социокультурном пространстве.

Таким образом, свободное время - неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д.

Досуг воспринимается большей частью молодежи как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью. Досуговые характеристики молодежной субкультуры, распространенные в различных социальных и возрастных когортах, отличает общая содержательная направленность и разная степень ее интенсивности.

Среди основных особенностей можно выделить: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность досуга (любимое занятие старшеклассников - «ничегонеделание»), «вестернизацию» (американизацию культурных потребностей и интересов), приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабую индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональную культурную самореализацию (вне учреждений культуры), отсутствие этнокультурной самоидентификации (вне национальной культуры, традиций, обычаев, фольклора).

Рассмотрим данные особенности подробнее.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.19

_________________________

19 Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга/ Л. И. Лысенко// Гуманитарные науки. - 2009. - № 2.

 

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами – образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы – наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм.

Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. 20

Была исследована молодежная культура и ее особенности. Молодежная культура отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Одной из характерных отличительных особенностей молодежной культуры на современном этапе является ее возросшая обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В ней все более преобладают потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в процессе активной, самостоятельной культурной или творческой деятельности.20

Также были отмечены особенности культуры досуга молодежи. Существуют основные типологические группы молодежи: активно-деятельностный тип, молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, молодежь, ориентирующаяся на пассивно - потребительские формы досуга, молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно-хаотичной направленностью досуга.

Молодежную культуру отличают такие черты, как преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, «вестернизация» культурных потребностей и интересов, приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабая индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональная культурная самореализация, отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Изучение и анализ данной литературы способствовали исследованию культуры досуга молодежи г. Макушино и выявлению досуговых предпочтений данной категории населения.

 

______________________________

20 Лисовский, В. Т. Социология молодежи./ В. Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 266. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия