Г) Декарта.
82. С точки зрения Спинозы: а) бог и субстанция (природа) - это одно понятие; б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом; в) бог находится в природе, являясь ее творцом; г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
83. Спиноза использовал понятие «модус», которое означает: а) внешнюю причину; б) единичную конечную вещь; в) атрибут субстанции; г) воздействие и связь.
84. По мысли Спинозы, модус есть природа: а) творящая; б) сотворенная; в) вечная; г) абстрактная.
85. Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует: а) полная анархия; б) относительность движения; в) жесткий детерминизм; г) абсолютное предопределение.
86. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал: а) аффект; б) необходимость; в) произвол; г) предопределение.
87. Спиноза был сторонником: а) демократии; б) аристократии; в) просвещенной монархии; г) абсолютизма.
88. «Монада» в учении Г. В. Лейбница - это: а) единая субстанция; б) простая субстанция; в) духовный модус; г) объективная акциденция.
89. Между монадами Лейбница существует: а) множество отношений; б) гармония; в) полное отсутствие отношений; г) постоянная борьба.
90. Монады у Лейбница между собой: а) тождественны; б) различны; в) в чем-то схожи; г) несопоставимы.
91. Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к: а) рефлексии; б) перцепции; в) апперцепции; г) индукции.
92. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие: а) перцепцией; б) апперцепцией; в) перцепцией и апперцепцией; г) ощущениями и ясными представлениями.
93. Согласно теории «предустановленной гармонии» Лейбница, наш мир является: а) единственно возможным; б) лучшим из возможных; в) худшим из возможных; г) аналогичным всем другим. 94. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме...»: а) самих чувств; б) самого разума; в) случайного; г) эмпирического.
95. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является: а) философия; б) физика; в) логика; г) этика.
96. В философии Джорджа Беркли «быть» означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении.
97. Беркли отрицал существование: а) материи; б) Бога; в) ощущений; г) сознания.
98. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины: а) механические; б) физические; в) духовные; г) материальные.
99. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения: а) сходства и различия; б) временного и пространственного сосуществования; в) бесконечного творчества; г) причинности.
100. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения: а) реальных вещей; б) представлений; в) впечатлений; г) сущностей.
101. В своей основной работе Монтескье характеризовал их как «необходимые отношения, вытекающие из характера вещей в самом широком смысле слова»: а) причины; б) законы; в) субстанции; г) идеи.
102. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся: а) естественные; б) международные; в) политические; г) гражданские.
103. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон: а) войны всех против всех; б) мира всех со всеми; в) общественного договора; г) борьбы за существования.
104. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению: а) духовного монизма; б) географического детерминизма; в) европейского гуманизма; г) социального фатализма.
105. Вольтер понимал человека как существо: а) природное; б) политическое; в) общественное; г) экзистенциальное.
106. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились: а) человек и бог; б) бог и дьявол; в) ученый и невежда;
|