Г) мошенник и глупец.
107. Для Вольтера равенство людей - это, прежде всего, равенство: а) природное; б) имущественное; в) политическое; г) сословное.
108. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей - это равенство: а) природное; б) имущественное; в) политическое; г) сословное.
109. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю...»: а) Бога; б) философию; в) добродетель; г) культуру.
110. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности: а) естественные; б) искусственные; в) необходимые; г) материальные. 111. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном: а) просвещенного монарха; б) избранного президента; в) объединенный народ; г) парламент.
112. Руссо писал: «...силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь...»: а) общая воля; б) воля представителей; в) мудрый правитель; г) здравый смысл.
113. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает: а) собственную свободу; б) неограниченное право; в) гражданское право; г) естественное право.
114. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был: а) Вольтер; б) Руссо; в) Д'Аламбер; Г) Дидро.
115. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к: а) царству божию; б) декадансу; в) гуманизму; г) варварству.
116. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью: а) правителей государства; б) выдающихся личностей; в) изобретателей-новаторов; г) религиозных лидеров.
117. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал: а) язык; б) новаторство; в) традицию; г) миф.
118. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с: а) языка; б) трудовой деятельности; в) прямохождения; г) развития рук.
119. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул: а) теорию подлунного мира; б) небулярную теорию; в) теорию предустановленной гармонии; г) теорию множественности миров.
120. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти: а) интуитивно; б) способом доказательств; в) на основе чувственного опыта; г) в первичном ощущении.
121. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств: а) априорности чувственного опыта; б) трансцендентных предметов; в) апостериорности ощущений; г) непознаваемости «вещи в себе».
122. Для гносеологии Канта справедливо утверждение: а) все наше познание начинается с чувственного опыта; б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом; в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств; Г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта. 123. По теории Канта, время и пространство: а) являются вечными реальными атрибутами субстанции; б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту; в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира; г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
124. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; б) феномен; в) ноумен; г) интеллектуальный синтез.
125. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку: а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости; б) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения; в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
|