Г) все, что разумно - действительно.
154. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как: а) становление свободного человека; б) самоцельное становление свободы; в) развитие мирового духа во времени; г) развитие мирового духа в пространстве.
155. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который: а) рассматривается в плане судьбы индивидуума, и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир; б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни; в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения; г) есть существующий оплот европейского «священного союза».
156. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это: а) правые гегельянцы; б) старогегельянцы; в) младогегельянцы; г) неогегельянцы.
157. «Кульминацией потребностей», «познавательным критерием», «признаком бытия» и творческой активности человека Л. Фейербах называл любовь: а) половую; б) как страсть; в) как чувство; г) всеобщую.
158. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям): а) политикой; б) философией; в) наукой; Г) религией.
159. По Фейербаху, «воплощенные, овеществленные, осуществленные желания человека» - это: а) идеи; б) поступки; в) боги; г) другие люди.
160. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика: а) права; б) государства; в) Абсолюта; Г) любви.
161. Что является главной целью науки:
162. Всегда ли истинное знание является научным? А) Да б) Нет
а) Да Б) Нет
164. Всегда ли научное знание является истинным? А) Да б) Нет
165. Является ли систематизированность характерным признаком научного знания? а) Да б) Нет
а) Да б) Нет
167. Является ли научное знание интерсубъективным? а) Да б) Нет 168. Применяются ли в науке приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни? А) Да б) Нет
170. Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:
а) Да Б) Нет
а) Да б) Нет 173. Появляются ли теории как прямое обобщение эмпирических фактов? а) Да б) Нет 174. Кто стал впервые широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории:
175. Возможен ли математический эксперимент? А) Да б) Нет
176. Обращаются ли ученые в своей деятельности к философии? А) Да б) Нет
177. Понятие "стиль" часто применяется в искусстве. Можно ли его применять по отношению к науке? А) Да б) Нет
179. Зависит ли прогресс научного познания от используемых наукой средств? А) да б) Нет
180. Одинаковы ли методы и средства, используемые в разных науках? а) Да Б) Нет 181. Является ли философия наукой? а) Да б) Нет
182. Является ли наука сегодня профессией? А) Да б) Нет
183. Характерны ли для науки противостояние и борьба различных направлений? А) Да б) Нет
184. Признает ли наука паранаучные концепции - астрологию, парапсихологию, уфологию и.т.п.? а) Да б) Нет 185. Когда возникло естествознание?
а) Да Б) Нет
188. Может ли теория развиваться без прямого контакта с действительностью? А) Да б) Нет
189. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания. Какой это уровень:
190. Могут ли философские основания науки быть предметом научных споров? А) Да б) Нет
191. Могут ли философские основания науки восприниматься как нечто само собой разумеющееся? А) Да б) Нет
192. Связано ли эмпирическое знание с определенными философскими представлениями? А) Да б) Нет
А) Да б) Нет
194. Эмпирическое знание всегда теоретически нагружено. Может ли оно быть критерием истинности теории? А) Да б) Нет
195. Входят ли в состав современной физики такие теории, которые генетически связаны с современными концепциями, но созданы в прошлом? (Да или Нет) Например, механические явления сейчас описываются на базе квантовой механики. Входит ли в структуру современного физического знания классическая механика? А) Да б) Нет
196. Возможно ли свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов? а) Да б) Нет
198. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту:
199. Могут ли индуктивные обобщения осуществить скачок от эмпирии к теории? а) Да б) нет 200. Возможно ли построение логики научного открытия? а) Да б) Нет
201. Немецкий философ и логик Рейхенбах написал об этом принципе так: "Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума". Какой это принцип?
202. Можно ли эмпирическими данными установить истинность универсального обобщающего суждения? а) Да б) Нет
203. Являются ли теоретические построения науки по своей сути гипотезами? а) Да б) Нет
204. Является ли степень подтверждения фактами гипотезы или теории основанием для ее принятия или отвержения? а) Да б) нет
205. Имеют ли процедуры подтверждения и опровержения гипотезы одинаковый познавательный статус? а) Да б) Нет
а) Да б) Нет
208. Каков статус истинности в научном познании:
209. Возможно ли открытие новых явлений путем теоретических исследований? а) Да б) нет 210. Термин “юстиция” означает а) честность; б) справедливость; в) законность;
|