Социокультурная динамика в социологии П.А.СорокинаОсновные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Функционирование изменений, которые можно исследовать не только при жизни, но и черпая из истории. Теория социокультурной динамики. История человечества - постоянный процесс смены типов культур. Они произвольно повторяются, и каждая культура имеет стадии роста, расцвета и упадка. Каждому типу культуры соответствует свой тип мировоззрения, специфический менталитет, формы верований, нравственные принципы и тип поведения. 3 типа культуры: чувственный, идеациональный (умозрительный) и интеграционный. Главный критерий: реально достигнутая в обществе степень осмысления реальности. 1. Чувственный отличается тем, что все истинные ценности чувственно воспринимаемы. И нет других реальностей и ценностей. 2. Идеациональный (умозрительный) - истинная реальность и ценность - Бог и царство Божье. Организация жизни соответствует принципам Евангелия. 3. Идеалистический(интеграционный) совмещение двух первых. Расцвет философии, гармоничная жизнь и сотрудничество. Культура Америки того времени - чувственная культура. Пример чувств культуры - пример поворота культуры к регрессивным изменениям. Происходит всплеск негативной энергии: войны, революции, страдания. Преобладание этого чувственного элемента связано с погоней за призрачными ценностями сегодняшнего дня. Поворот обратно может случиться при вытеснении духовными ценностями. В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни. Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина - ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза. Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова - вплоть до почти полного отождествления культуры и общества. Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством «моральной реконструкции человечества».
|