Особенности социального дарвинизма в мировой социологииСоциальный дарвинизм (социал-дарвинизм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе. Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны. Дарвинизм - по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина - в узком смысле - направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как фактору эволюции. В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом. Традиционно считается, что дарвинизм противостоит ламаркизму (приверженцы которого считают, что главную роль в эволюции играют прямое приспособление к условиям окружающей среды и / или заложенное в организмах врожденное стремление к прогрессу). Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей ведущих религий - (в основном, некоторых направлений протестантизма, православия и ислама), поскольку с религиозной точки зрения телесная природа человека есть творение божье и неизменна. Кроме того, дарвинизм объясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это идет вразрез со сравнительно недавним образованием мира, согласно буквальному прочтению канонических текстов большинства религий. Вместе с тем, в католичестве специальной папской энцикликой признано, что теория эволюции в целом верно трактует вопрос о происхождении тела человека. Общественная жизнь и все процессы, происходящие в ней, были сведены к процессам внутри вида. Этим вопросом занимался Людвиг Гумплович (1838-1909). История чел-ва – это любой такой же естественный процесс (подчиняется одним природным законам). Он говорил о том, что в обществе происходит борьба за существование, влияние, выживание. Исследует движение и взаимодействие социальных групп. Основа его концепции – внимание к взаимодействию социальных групп. Основа нашей жизни – общественный эгоизм. Человек прикован к обществу нравами, что и является общественным эгоизмом. Человек сам не мыслит, а мыслит среда, в которой он живет. Она заставляет человека действовать таким или иным образом. Отдельный чел. не мыслится и не чувствуется, он транслирует то, что происходит в соц. группе Двигателем социального процесса является общество (совокупность людей, беспощадно борющихся друг с другом). В основе лежит природа человека: склонность к войне, борьбе. Все люди от рождения ненавидят друг друга и поэтому межгрупповые конфликты не исчезнут. Желание людей удовлетворить свои собственные материальные потребности происходят посредством агрессии. Закон борьбы за существование – подчинение, что является единственным законом жизни.
|