Ценность и ценностные ориентацииЦенности - нет общепринятого определения. Умеренность, храбрость – Сократ; Справедливость, умеренность и искусство – Аристотель; Бог является главной ценностью. Августин Блаженый. Спасение – высшее счастье (Средние века); Эпоха Возрождения – глубокий интерес к человеку; Новое время – время становления науки. Значение – наивысшее благо. Ценность – объективное существование, эталон для оценки действительности, которая обладает над индивидуальной природой и общеобязательной значимостью. I. Ценность – производная от интересов и потребностей индивидов и возможностью удовлетворять эти потребности. Дюркгейм и Вебер – два уровня функционирования ценностей общества: личностный (Вебер, Соркин); общественный (Дюркгейм, Парсонс). Вебер отличал существенную роль ценностей, как мотивационного фактора. Сорокин – рассматривал ценности, как основной фактор. Мотив социальных взаимодействий. Дюркгейм и Парсонс – здоровье общества определяется ценностно – нормативной интеграцией (чем большее количество людей ориентируются на одни нормы и ценности). Состояние аномии – разрушенная ценностная платформа общества. Ценности обеспечивают социальный порядок. Общество, как структура, в которой ценности основополагающий элемент. Система ценностей объединяет всю социальную систему. Личный уровень – мотивирующая функция. Общественный уровень – интеграционная функция. Из этого следует, что: ценность – социальное явление, обладающее общественной значимостью, осознанной личностью в качестве мотивов и действий и также эталона, в соответствии с которыми он оценивает действительность. Система ценностей – иерархический уровень. Существуют взаимоисключающие ценности. В любой системе ценностей есть два полюса: наивысшие достижения, ценности – которые не могут быть оспорены; то, что порождается не должно допускаться ни в коем случае. Сферы: отношение человека к человеку; отношение человека к природе; формирование идеалы общественных устройств. Социальные нормы - поведение в определенных ситуациях. Нормы отличаются по степени строгости: нарушение некоторых влекут наказания, некоторые ничего. Норма права - запрещает конкретное поведение. Виды норм:обычаи; манеры; этикет; традиции; групповые привычки; нравы; законы; табу (полный запрет). Социальная норма - совокупность образцов поведения, характеризующиеся высокой степенью однородности. Любая социальная норма характеризует процессы в обществе. Норма изменчива. Социальные нормы - стандарты поведения. Функция норм - регулирующая (нормы взаимодействуют друг с другом). Социальная норма - позволяет фиксировать отклонение от норм. Если степень отклонения от норм закаливает - угроза. Два типа норм: нормы правила - самые важные механизмы, регулирующие общую жизнь (нарушение влечет наказание); нормы ожидания - менее важные (правила этикета). Если большое количество отклоняющиеся от норм людей - социальная система неорганизована. Социальное отклонение - наркомания, проституция. Девиантное поведение - отклоняющиеся поведение. Санкции - механизмы социального контроля. Социальный контроль: формальный - осуществляется государством. Законы, прописанные санкции; неформальный (внутри группы, класса) - регулирование поведения членов группы. Чем выше уровень сплоченности, тем больше каждый задумывается как себя вести. Методы социального контроля (Парсонс): изоляция (девианты, которых невозможно припособить к жизни общества); обособление (ограничение контакта девианта с обществом); реабилитация. Социальный контроль - способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющей ее элементов. Социальный контроль обладает стабилизирующей функцией, которая определяет цели, которые стояли перед определенными людьми. 39. Понятие «социальный институт». Роль социальных институтов в жизни общества. Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав». Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г. Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий: возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности; появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей; принятие и реализация на практике появившихся норм и правил; создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Институты имеют свои отличительные признаки: 1) культурные символы (флаг, герб, гимн); 2) кодексы поведения (присяга, клятва); 3) идеологию, философию (миссия). Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций: воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности; регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения; социализация – передача социального опыта; интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей; коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами; автоматизация – стремление к самостоятельности. Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными. (Мертон) Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля. Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей. Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение. Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации: переориентация старых социальных институтов; создание новых социальных институтов; переориентирование общественного сознания. В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов: семья – воспроизводство рода и социализация личности; политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть; экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг; институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации; институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.
|