Студопедия — Проблема происхождения жанра античного любовного романа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема происхождения жанра античного любовного романа






Видное место в позднеантичной тематике повествовательной литературе занимает тематика частной жизни интимных чувств, бытовых и семейных отношений, любви и дружбы. Свободная и гибкая форма прозаического повествования замещает здесь, как и в других областях литературы, стиховые жанры эпоса и повествовательной элегии с их традиционной «героической» стилизацией. В результате этого процесса создаётся новая большая форма, развёртывающаяся в 2 направлениях:

-патетическая повесть об идеальных фигурах, носителях возвышенных и благородных чувств

-сатирическое повествование, имеющее резко выраженный «низменно»-бытовой уклон.

Наличие повествовательного жанра, охарактеризованного античными теоретиками как «повествование о лицах». Отличительным признаком оказывались здесь «развлекательность», богатство приключений и изменчивых поворотов в судьбе действующих лиц, разнообразие их переживаний; проведя своих героев через ряд сложных положений, повествование приходит к неизменно благополучному концу.

Сюжет такого повествования составляет цепь приключений одного или двух действующих лиц, очень часто – влюблённой пары. Чаще всего персонажи являются вымышленными. Античность не оставила специального наименования для этого жанра. Пользуясь позднейшей терминологией его прнято называть романом. Наименование это основано на том, что интересующий нас античный жанр, имея своим содержанием борьбу обособленных индивидов за их личные, частные цели, представляет очень занимательное тематическое и композиционное сходство с некоторыми видами позднейшего европейского романа, в формировании которых античный роман сыграл немлую роль.

Но когда говорят о сходстве между античным романом и позднейшим имеют в виду не привычный для нас роман 19 века, а более ранние его формы(например, «салонные» романы 17 века). От романа 19 века, «буржуазной эпопеи» (Гегель), в которой борьба индивидов становится воплощением важнейших общественных противоречий, античный роман очень далёк. В соответствие с распылённостью позднеантичного общества, с отсутствием больших общественных интересов личные цели индивидов подаются в полном отрыве от общественных целей, личные конфликты не становятся выражением социальных конфликтов. Идеологическая борьба не получает в романе яркого выражения, и играет он лшь подчинённую роль «развлекательного» жанра.

Полнее всего сохранён греческий любовный роман. Целиком до нас дошли «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопская повесть» Гелиодора и т.д.

По сюжету все греческие любовные романы однотипны: юноша и девушка необычайной красоты; девушка настолько прекрасна, что, кажется, сошла с небес; герои быстро влюбляются, это заканчивается их свадьбой или тайной помолвкой с бегством, если встречаются препятствия. Такова завязка, содержащая любовную часть романа. Основное, однако, впереди. Случается разлука. Герои блуждают по разным странам, терпят бедствия и муки, их необычная красота становится источником искушений, но они сохраняю верность друг другу. Неизменным остаётся мотив мнимой смерти одного зи героев: он уже, казалось, умер, иногда даже на глазах другого героя, уже оплакан и погребён, но в действительности он жив. Смерть окажется длительным обмороком, яд – сонным порошком, нож – театральной бутафорией. Несчастья, постигающие героев, не имеют внутреннего оправдания; они мотивированы злым роком или непонятной волей одного из божеств. В некоторый момент этой неправдоподобной серии приключений пара воссоединяется. На этот раз уже прочно и надолго.

Начала любовного романа остаются тёмными. Попытки «вывести» роман из какого-нибудь более раннего жанра или «сплава» жанров, не имели результатов; порождённый новой идеологией, роман не возникает механически, а составляет новое художественное единство, впитавшее в себя многообразные элементы из литературы прошлого.

Первые следы романа относятся к концу 2 века до н.э. Ранние романы представлены только небоьшими папирусными отрывками, которые позволяют всё же сделать вывод, что роман лишь со временем сделался повествоанием о вымшленных лицах. На первых порах героями романа становятся исторические (или считавшиеся таковыми) персонажи. Таким образом, роман всё еще пользуется фигурами, характерными для более ранних форм любовного повествования, - для элегии, эпоса или исторической новеллы с любовным содержанием.

Краткое соержание:

Наличие в позднеантичной тематике повествовательного жанра, охарактеризованного античными теоретиками как «повествование о лицах». В соответствие с позднейшей терминологией его стали называть романом: «развлекательность», богатство приключений и изменчивых поворотов в судьбе действующих лиц, разнообразие их переживаний, благополучный конец. Имел своим содержанием борьбу обособленных индивидов за их личные, частные цели. Ноличные конфликты не становятся выражением социальных конфликтов. Идеологическая борьба не получает в романе яркого выражения, и играет он лишь подчинённую роль «развлекательного» жанра.(в отличие от романов 19 века). Дошедшие до нас романы - «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопская повесть» Гелиодора и т.д. Однотипность греческих романов. Происхождение - порождённый новой идеологией, роман не возникает механически, а составляет новое художественное единство, впитавшее в себя многообразные элементы из литературы прошлого. Первые следы романа относятся к концу 2 века до н.э. На первых порах героями романа становятся исторические (или считавшиеся таковыми) персонажи.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1231. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия