Билет №111. Шатровые и крестово-купольные храмы в русской архитектуре. 2.Формы первобытной религии. 3. Определить памятник искусства (назовите памятник, его автора, время и регион (страну) создания). 1. Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п. Любуясь красотой куполов православных храмов, многие из нас не задумываются о том, что они символизируют. А ведь количество куполов, их цвет и даже форма не бывают случайными. История куполов началась очень давно. Технологически сложные и большие купола стали строить в Древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в начале II в. по Р.Х. Купольная традиция пришла на Русь из Византии, и за тысячу лет автономного развития она обрела богатое символическое значение. Купола занимают важное место в христианской архитектуре. Большинство православных церквей венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов. Форма Самая распространенная форма – шлемовидная. Это символ воинства, духовной брани, которую Церковь ведет со злом. А также очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру». Менее распространены формы: зонтичный купол и грушевидный. Луковичный купол – разновидность купола, имеющего форму луковицы. Отличается большим диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии. В отношении даты возникновения первых луковичных куполов историки расходятся во мнениях, так как в древнерусском зодчестве, судя по иконам домонгольского периода, что-либо подобное отсутствовало. Изначально главенствовали так называемые шлемовидные купола, по форме напоминающие шлем русского богатыря. Предполагается, что луковичные купола получили массовую популярность только во времена правления Ивана Грозного, когда в честь взятия Казани был построен Покровский собор, в неизменном виде сохранившийся с шестнадцатого столетия. Некоторые исследователи считают этот элемент заимствованным у мусульманских народов, другие заключают, что луковичные главы развились из шатров древнерусской деревянной архитектуры (согласно этой теории главы имели скорее практическое значение, нежели религиозное, и возводи-лись с целью предотвращения скопления на крыше снега). Изучением этой проблемы занимались многие ученые, большое историческое значение имеют труды академика Бориса Рыбакова, который в 1946 году, анализируя древние рукописи, пришел к выводу, что луковичные главы существовали на Руси еще в XIII веке. Археолог Николай Воронин согласился с его мнением, отметив, что луковичная форма применялась даже чаще шлемовидной. Сергей Заграевский, искусствовед современности, обнаружил упоминания о луковичных куполах в летописях XII века. Вероятно, повсеместное распространение в православном строительстве обусловлено тем фактом, что такие купола похожи на зажженные свечи, широко используемые во время церковных служб. Цвет Цвет купола также способен поведать о многом. Яркая, даже разноцветная раскраска передает представления архитекторов о красоте Царства Небесного. Золоченые купола говорят о том, что храм посвящен Иисусу Христу либо одному из двунадесяти праздников. Звезды на синем фоне указывают на то, что церковь воздвигнута в честь Богородицы, зеленый же цвет символизирует Троицу. Зеленым же (или серебряным) обозначаются и купола храмов, посвященные кому-либо из святых.
|