Как каждое тождество всегда содержит в себе различие, так и всякое различие содержит в себе всегда тождество
Исходя из этого, можно сказать, что тождество и различие, как характеристики бытия вещей, существуют в единстве. Итак, конкретный характер тождества объекта самому себе предопределяет то, что: — любой самостоятельный объект представляет собой единство тождества с самим собой и различия с другими; Любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии. 2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе. Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наоборот, изменчивость существования объекта в бытии. Ведь, если конкретность тождества указывает на то, что объект в данный момент устойчиво есть то, что он есть, то относительность тождества указывает на то, что объект изменчив, и может, благодаря этому, стать не тем, что он есть. Следовательно, поскольку любой объект самотождественен и конкретно и относительно одновременно, то самотождественность любого объекта содержит в себе не только признаки различия с иным себе, но и признаки различия с самим собой. Таким образом: Любой объект является неким единством своей устойчивости и своей изменчивости. Исходя из этого, можно определить, что в любом объекте сокрыты встречно противонаправленные тенденции, которые противостоят друг другу, но находятся в нераздельном единстве. Такие тенденции, черты, признаки объекта, которые коренным образом противостоят друг другу, но не могут существовать друг без друга,называются противоположностями. Противоположности отличаются от различий тем, что противоположности не только обладают разными признаками, но и взаимоисключают, отрицают друг друга. Если различия фиксируют некое сложившееся состояние неких внешних признаков предмета или явления, то противоположности отражают некий внутренний, никогда не завершающийся процесс борьбы противостоящих тенденций, свойств или признаков. Противоположности не могут, как различия, сосуществовать друг с другом вне конфронтационного взаимодействия, они всё время сталкиваются, борются, выдавливают друг друга. Это взаимодействие противоположностей называется противоречием. Таким образом, противоречие — это процесс постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей. Основная особенность противоречий состоит в том, что они постоянно и неудержимо стремятся к своему разрешению, втягивая в это стремление всё, в чём они проявляются. Таким образом, противоречия — это внутренний источник движения, изменения, развития объекта, поскольку возникающие противоречия для своего разрешения порождают необходимые внутренние предпосылки объекта к соответствующему необходимому изменению.
|