Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.
Особенности совместной деятельности.
| Филогенетич. предпосылки.
| Природные ограничения.
|
1. Совместность; орудийность.
| Групповое поведение; сообщества, общества.
| Особенности изолированы друг от друга.
|
2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания.
| Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения.
| Нет учета и обеспечения социальных условий.
|
3. Наличие материальной культуры, необходимость общественно-исторического опыта.
| Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого.
| Орудия не сохраняются.
|
4. Наличие знакового языка, знаковой речи.
| Сигнализация; возможность обучения животных знаковой речи.
| Нет знаков; в превращении обезьяны в человека нет естественной необходимости.
|
Совместная орудийность. Для труда характерны 2 взаимозависимые черты: употребление и изготовление орудий: специально изготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы); орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно); орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение; труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности.
Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но не сохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийная деятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения. В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовых функций, опосредствующей их общение.