Понятие жанра. Отличие жанров литературы от жанров журналистики
В журналистике жанр – это видовое понятие – репортаж, очерк. Жанр является творческим инструментом писателя, журналиста. Выбор жанра определяет характер взаимоотношений между создателем материала и его «потребителем». Специфика языка, наличие изобразительно-выразительных средств – все это существенно влияет на природу жанра. Очерк как жанр журналистики- В отличие от зарисовки очерк включает конфликтные, динамичные ярко выписанные эпизоды из жизни людей. Портретный очерк – раскрывает духовный мир человека, его характер. Система жанров СМИ: состояние и эволюция. Происходят большие изменения в сторону индивидуализации стиля; имеет место перегруппировка жанров и даже смешение или мутация. Процесс развивается в нескольких направлениях. Происходит взаимопроникновение жанров: по лаконизму и живости информационная корреспонденция приближается к репортажу, а по относительной простоте текста – к расширенной заметке. Рецензия в СМИ:Самостоятельно аналитический жанр, основа которого составляет всесторонне объективный анализ. Рецензент разбирает тему, мастерство автора, работу режиссера. Зарисовка - Зарисовка отображает главным образом внешние стороны описываемых событий или явлений. В ней важны живость, эмоциональная насыщенность описания Обозрение как жанр СМИ - Воссоздается панорама происшедших событий. В обозрении фиксируется социальное время. Журналист выполняет сверхзадачу – открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Сатирические жанры: заострение, гиперболизация, осмеяние черт, увиденных в жизни. Памфлет служит для обличения политически враждебных взглядов, действий. Отличается памфлет от фельетона тем, что в памфлете автор вскрывает пороки в политике. Статья – отдельная ситуация представления как часть широкого явления. Присуще масштабность авторского взгляда, глубина обобщения. Ее задача – проследить связь ситуации с социальными проблемами. 1.Интервью. Прямое интервью (интервью-диалог). Строится по разным схемам. Иногда начинается с самого провокационного вопроса. Обязательно подвести итог беседы. Коллективное интервью (интервью–полилог): беседа за круглым столом, встреча в редакции, комментарий эксперта, другое. Интервью-зарисовка. Характеризуется наличием не только вопросов и ответов, но и комментариев со стороны журналиста, его замечаний, задача которых – обрисовать человека, его поведение, оценить сказанное им. Интервью с комментариями (редко). Анкета – особый вид интервью, рассчитанный на широкий круг людей. Газета/журнал публикует выводы анкетирования. 2. Репортаж – информационный материал, в котором даётся наглядное представление о том или ином событии, участником или свидетелем которого был сам репортер. Виды репортажей: Событийный (прямой). Репортёр не может действовать по своему желанию. Тематический репортаж предполагает не хронологическую цепь событий, а одну тему, основанную на происшедшем событии. Может не требовать немедленной публикации. Сюжетный. Строится по законам художественной литературы Постановочный репортаж – на грани публицистических и информационных жанров. Книжный (журнальный) репортаж не претендует на высокую оперативность, главное в нём – всестороннее освещение задуманной темы.
3. Корреспонденция -показать жизнь во всех её проявлениях. Факты – фундамент корреспонденции. 4. Авторские колонки создаются людьми, уже заработавшими себе имя. Могут быть политическими, юмористическими, повествовать о стиле жизни и развлечениях. По поводу различия национальных школ могу сказать следующее (на основе обрывочных записей конспекта и логики). Основное отличие российской и западной школ журналистики заключается в том, что российская более эмоционально окрашена, более индивидуальна, и, как следствие, может быть менее объективна. Западная жур-ка суше, основывается на факте, строится по принципу перевернутой пирамиды (начинать с конца, отсекая неглавное). Также российская журналистика, в отличие от западной, исторически обрела социальную функцию, то есть, люди, не нашедшие поддержки нигде более, просят о помощи журналистов посредством предания гласности насущных проблем этих людей и обсуждения их. В западной журналистике разделение на информационную и развлекательную журналистику гораздо более жесткое (news/non-news-fictures).
|