Право на информацию и обязанности журналиста
Право на информацию связано с концепцией естественных прав человека (права, данные от природы). В духовной области одним из фундаментальных достояний личности является свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Так гласит статья XIX Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. В нашей стране действие этой международной нормы гарантировано Конституцией РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29). Если проецировать право на информацию на журналистику, то оно охватывает лишь отдельные стороны деятельности СМИ – главным образом сбор журналистами фактов и получение аудиторией сведений по каналам массовой коммуникации. Режим жизни без секретов вступает в противоречие с существованием тайн и с нежеланием конкретных людей, организаций, объединений пускать посторонних в свое информационное хозяйство. Для решения этой проблемы нужно руководствоваться принципом: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещающие или ограничивающие положения разбросаны по многочисленным документам и не сведены в единый, внутренне непротиворечивый список. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» относит к сведениям с ограниченным доступом государственную тайну и конфиденциальную информацию. Содержание государственной тайны и порядок работы с нею определяются Законом «О государственной тайне». Перечень сведений конфиденциального характера утвержден специальным Указом Президента РФ (1997): сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, коммерческая тайна; сведения об изобретении модели или промышленном образце до официальной публикации о них. Швеция известна как страна, где еще в 1766 г. был принят первый в истории закон о свободе прессы. В России наиболее полным документом такого плана является Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Здесь приводится толкование основных понятий из данной области, вводится деление информации на открытую и общедоступную (государственные информационные ресурсы) и с ограниченным доступом. Определяется также круг сведений, доступ к которым запрещено ограничивать:
Ø законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов власти и общественных организаций, права, свободы и обязанности граждан; Ø информация о чрезвычайных ситуациях, экологическая, метеорологическая, демографическая и иная, влияющая на безопасность населенных пунктов, производства и граждан; Ø документы о деятельности органов власти и самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о потребностях населения; Ø документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, архивов, органов власти, общественных объединений, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Проблема доступа журналистов к интересующим их сведениям распадается по меньшей мере на две самостоятельные темы: во-первых, до какой степени полно и непротиворечиво она трактуется в действующих нормативных актах и, во-вторых, как в реальности представители СМИ пользуются своими правами. 1) С одной стороны, в законодательстве отражены все главные стадии и формы сбора сведений для СМИ. С другой стороны, отдельные законы и особенно подзаконные акты плохо согласованы между собой, и в результате то, что разрешено, например, информационным законодательством, нередко бывает запрещено ведомственными приказами и инструкциями. 27. Глобализация информации и её социальные последствия Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов многих стран участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Координирующая роль в - Международный союз по телекоммуникациям (МСТ). В новых условиях иначе функционируют и СМИ. Однако задолго до современного технологического переворота международное сообщество задумывалось о необходимости нового международного информационного порядка (НМИП). Его идея была выдвинута и сформулирована в документах Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Коломбо в августе 1976 г. В последующие годы идея нового информационного порядка получила международную поддержку и развитие. В частности, в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе было внесено положение о том, что сотрудничество в области информации должно содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности Глобализация информационного пространства привела к ряду социально-правовых последствий. Среди них: Ø фактический отказ мирового сообщества от признания нового международного информационного порядка и поддержка концепции «свободного потока информации»; Ø игнорирование государственных границ при распространении информации, национальных норм и законов о СМИ; Ø широкомасштабное пиратство, игнорирующее права авторов и владельцев информации; Ø унификация культур, информационный империализм и экспансия развитых стран в СМК других стран; Ø информационный паразитизм.
В ноябре 1989 г. на XXV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята новая стратегия коммуникации, цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальном уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова». Основные направления информационной политики ЮНЕСКО состоят в следующем: · во-первых, это заключение международных соглашений, направленных на свободное распространение информации независимо от государственных границ; · во-вторых, поддержка межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся защитой основных свобод: свободы слова и свободы печати; · в-третьих, создание технических возможностей для свободного доступа и получения информации в различных регионах мира; · в-четвертых, издательская деятельность ЮНЕСКО; · в-пятых, подготовка ЮНЕСКО журналистских кадров; · в-шестых, апробация современных информационных супермагистралей.
Необходимо сказать об особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных "однородных" средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая новые проблемы, но и открывая новые возможности. Очевидно, что отмеченные выше тенденции технологического, политического, институционального, идеологического и культурного развития активизируют глобализационный процесс, который в будущем, видимо, ускорится.
|