Студопедия — Соотношение разума и веры в философской
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение разума и веры в философской

Поиск смысла жизни является одним из основных вопросов философской антропологии. В истории философии сформировались следующие подходы к определению смысла жизни человека:

1. Биоцентрический подход (Данный подход принципеально не отличает человека от дркгих живых существ и рассматривает смысл жизни по аналогии с жизнью любого другого организма. С этой точки зрения смысл жизни заключается в питании, самосохранении, размножении и т.д.)

2. Эвдемонизм (Смыслом жизни является достижение счастья)

3. Гедонизм (смыслом жизни является получение максимального удовольствия; удовлетворение чувственных и материальных потребностей)

4. Светский гуманизм и альтруизм (С этой точки зрения смыслом жизни является служение обществу, идеалам, свободе, справедливости)

5. Религиозно-сотериологический подход (Смыслом жизни является подготовка в загробному существованию души, очищению её от грехов)

6. Философско-идеалистический подход (Смысл жизни заключается в духовном и интеллектуальном прогрессе личности через занятие науками, искусством и т.д.)

Соотношение разума и веры в философской

традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквин-

ский). Полемика о природе универсалий.Фил-ия

Средн охват период 4-14 вв. Фил носила религ

характер. Идейные основы ср фил: теоцентризм

(характериз тесной связью с Библ, Бог – смысл центр мира, Бог и бессм душа – ценности), провиденциализм (бож план, промысел), эсхато-

логизм (учение о конце света, втором пришествии Христа), монотеизм (учение о едином Боге).

Суть пробл средневек фил заключ в познании Бога, можно ли познать Бога с пом разума или только

с пом веры. Идеи: 1)знание и вера – антиподы;

2) зн и в должны объед; 3) зн и в могут су, т к у них разн источники; 4) между в и раз лежит пропасть. Пробл чела: Чел в ср фил-ии терял свое прежнее величие, чел – раб, лишь

отдавая себя на служение Богу он обретает смысл.

2 этапа разв средневек фил: патристика и схоластика.

Патр (2-8 вв), происходила форм-ие мировоззр стандарта средневек мысли; наиб острые пробл: тринитарная (соотношение ипостасей Бога), христологическая (сочетание во Христе бож и чел природы), антропологическая (греховность

чела, пробл свободы воли, спасение и исаупление). Предст: Тертуллиан, Августин Аврелий. Гл фил труда

Авг посвящены пробл бытия и времени, движение истории и истор прогресса, личности чела, его воли и разума перед Богом. Бог, по Авг, - внеприр начало, сверъест личность, чел душа не имеет ничего общ

с материей, т к она сотворена Богом, душа бессмерт-на, активность чела проявляется в воле. Бог, согл Авг, находится вне времени, пребывает в вечности, а чел неразрывно связан со врем, время – сугубо чел понятие, тк только чел может различать «до»,

«сейчас», «после». Проблема общ-ва и истории за ним большое место. Авг выделял 2 вида чел общностей: «град земной» (гос-ть, основанную на любви к себе) и «град божий» (дух общность, осн на любви к Богу). Схол (9-14 вв) – средневек «школьн фил», представ кот стремились рационально

обосновать и систематизировать христ вероучение.

Осн пробл: док-во бытия Бога; соотношение веры и разума; проблема свободы воли; провиденциализм

(истолкование исторического процесса как осущест-

вления замысла Бога), пробл универсалий. Представ:

Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам. Крупн Системати-затором средневековой схоластики был Фома Аквинский, который, сумев христианизировать Аристо-теля, пытался рационально обосновать догматы христи-анства. Он разгран области фил и теологии. Предметов

первой выступ «истины разума», второй – «истины откровения». Особое места заняло пробл отношения понятия к слову и к предметам. Как уже было омече-

но, важной пробл ср фил явл пробл универс. С попытками решения этой пробл связаны 3 фил течения

Ср век.: концептуализм, реализм, номинализм.

Особенностью средн фил явл спор между реалист и номиналист. Спор шел о прир универсалий. Р основ

концепцию о 3 видах сущ-я универс. Универс сущ-ют трояким образом: «до вещей» (вбожеств разуме),

«в самих вещах», «после вещей» (в чел разуме). Такое решение вопроса назыв умер реал. Номин считали, что унив сущ лишь в чел разуме, те

отриали сущ-ие «до вещей». В итоге, церковь приняла умеренный реализм Аквинского. Выступая против крайностей реал и номин, Пьер Абеляр разоаботал концептуализм (универс не облад самостоят реальностью).

8. Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.Развитие знаний в 14-16 в сильно повлияло на представления людей о мире и месте чела в нем. Великие геогр откр, гелиоцентрическая с-ма мира Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Всел. В эту эпоху происходят кардинальные сдвиги в соц-экон и дух жизни Евр. Происходило возрождение ант культурыры, ант образа жизни, способа мышления и чувствования, поэт эпоха получ назв Возр. Появилась натурфил-и (учения о природе,свободного от подчинения теологии), она отождествляла Бога с прир, не отрицая его суще-я.Огромное знач-е имели естественнонауч. труды Кузанского,Коперника,Бруно,Винчи,Галилея. Важнейшей отличит чертой мир-ия эпохи Возр - ориентация на искусство, в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, он приобрет наиб самостоятОсн черты: Антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к челу и его деят-ти; С антропоцентр связан характерный для Возр культ красоты.), Гуманизм (идеология, рассматривающая чела, его личность, его свободу, его активную, созидающую деят-ть как высшую ценность и критерий оценкиобщ институтов; В шир смысле слова гуманизм предст собой образ мышления, который провозглашает идею блага чела главной целью соц и культ развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрожд), Пантеизм (религ и фил учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир; Если в средневекБог и прир резко противопоставляются, то в фил-ии Возрожд ближаются, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог не творит мир из ничего, но растворен в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов в фил-ии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека).

 

 

9.Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Становление механистического мировоззрения.Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно связано с развитием капитализма, кот возник в Италии, Герм, Нид, Англ, Фр. Его развитию способствовали революции, реформации, Возрожд, когда было разгромлено феод дворянство и диктатура церкви и взникли пути для развития промыш-сти и торговли. Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм. К сущностным явле-ниям Нов.време­ни принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство. Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии. Именно в данный периодвозникает"наука Нов. Време-ни",т.е. наука в собственном смысле этого слова. В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил. проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную револю-цию. Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения. Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостоя­ния. Два способа познания окружающего мира: Эмпиризм и рационализм. Эмп – путь познания, основ на опыте. Представ:Ф. Бэкон. Дж. Локк. Бэкон основал индукцию (познание движется от фактов к общему). Выделил 4 осн источника чел заблуждений: идолы рода, ид пещеры, театра и рынка. Джордж Локк. Учение о первичных и вторичных качествах вещей: первичные – свойства самого предмета (протяженность, форма, число, движение) вторичные – результат нашего взаимодействия с предметом (они порождаются вещами, но существуют лишь благодаря нашему переживанию)

Рационализм- путь познания, основанный на разуме. Представ: Р. Декарт, Б.Спиноза. Что касается механист мир-ия, то в фил-ии Н Вр сущ-ло такой метод познания, как механицизм. Механицизм — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более шир см механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физ причинам. Благодаря успехам физики в 16-18 вв возникло желание перенести физ миропонимание на другие науки. В кач-ве единств метода подлинной науки рассматривалась мат-ка, понимаемая механистически.

 

10. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт). 2 способа познания окр мира, два фил направления – с помощью опыта (Эмпиризм) и с помощью разума (рационализм). Эмп – путь познания, основ на опыте. Представ:Ф. Бэкон. Дж. Локк. Идеи Бэкона: главное в познании – правильный метод; до сих пор открытия делались случайно, не методически; их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом; правильный метод — это правильный путь; даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью. В основе научн познания должны лежать индукция и эксперимент. Инд (познание движется от частного общему) может быть полной (совершенной) и неполной.Бэкон разделил источники чел ошибок, стоящих на пути познания, на 4 группы, кот он назвал «призраками»: «Приз рода»предрассудкипроистекают из самой чел природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности чела, «Приз пещеры» — это индив ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые, «Приз площади (рынка)»— следствие общ природы чела, — общения и использования в общении языка, «Приз театра» — это усваиваемые челом от других людей ложные представления об устройстве действительности.Рационализм- путь познания, основанный на разуме. Представ: Р. Декарт, Б.Спиноза. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математ языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Дедуктивный метод познания (рассуждение идет от общего к частному). Декарт использует метод радикального мышл. Исходной точкой рассуждений Дек явл поиск несомненных оснований всякого знания. Критерий достоверности Дек видит в отчётливых, ясных идеях, гл из них - самодостоверность сознания. Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой. Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.Дуализм в объяснении мира: Декарт признает наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Разделение действительности на субъект и объект (познающего и познаваемое).

 

11. Социально-исторические и мировоззренческие основания философии эпохиПросвещения. В нач.18в. в Евр зародилось Просвещ (идейное течение,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма). Из предшествующих эпох Просв была унаследована фундаментидея переустройства жизни на разумных началах.Идеи просв стали лозунгами буржуазных революций в Англии и Франции; Принципы Просв были положены в основу амерДекларации независимости, французской Декларации прав человека и гражданина. Особое внимание уделялось правителям, т.к. просвещенные монархи Евр д б внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в. Поск-ку нов.знания противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами. Вольтер – наиб яркий представ Просв. Он считал фил орудием разума в борьбе против неразумного. Его труды имели антицерковное настроение. Общ устройство, по Вольт, должнообеспечить поит и юрид равенство людей, он уничтожил критику всей прежней метафизики. Руссо - 1 из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прогресса, разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан. Монтескье предложил новвзгляд на сущность общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения законов и естествсреды.Пытался объяснить принципы развития общ-ва естествобразом.Однако,утверждая, что прир среда имеет определяющее влияние на развитие общ-ва,он переоценил это влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств.путём сыграло больш.роль во фр. бурж. предреволюц.мышлении. Идеи: Происхождение и функции государства (Т.Гоббс), Деизм - признает существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Идея естественных прав человека (Локк.Гоббс, Руссо).

 

^ Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).Понятие ест права было известно во времена др и средневек филос, но по-наст оно развивалось лишь во время фил Нового времени. Есть право утверждает сущ-ие правовых принципов, в основе кот лежит божеств действие. Еще ант фил-ы сформулир пробл о пропорц ест прав чела и гос всласти. Теория общ договора – соц-фил теория, объясняющая происхожд гражд общ-ва, гос-ва. Более подробно эти теории сформулировали Гоббс, Локк, Руссо.По этой теории до появления гос-ва люди находились в «ест состоянии». В больш-­во концепций входит идея наличия у каждого чела неотъемлемых, ест прав, получен­ных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития чело­в-ва права одних людей приходят в противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспе­чить норм жизнь, люди заключают между собой договор о созданий гос-ва, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда за­падных гос-в.Т. Гоббс предложил новое понимание возникновения и функционирования гос-ва, он отталкивался от идеи войны всех против всех. Эта война вытекает из абсолютной свободы индивида, отсюда Г выводил необх-ть гос-ва. Гоббс сумел указать на области общ жизни, вкот коренятся истоки гос-ва.По Дж. Локку, до возникновения гос-ва люди пребывают в ест состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон. В целях надежного обеспечения ест прав личности люди соглашаются учредить гос-во.Жан Жак Руссо1ый указал на противореч хар-р общ-го прогресса. Он разработал концепцию такой орг-ии общ-ва, кот предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отнош, равенсвто всех лиц и признание ими осн законов. Руссо обосновал право народа на восстание против деспотической власти.

 

12.Критическая философия И.Канта. фил Канта можно разделить на 2 периода: докрит (сер 18в-60е гг 18 в) и крит(с 1770г).В 1 этап Кант разрабатывал пробл, кот были поставлены предшествующей фил мыслью. В этот период фил-ф занимался естественнонаучными проблемами: разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности; наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете.В крит периоде Кант пытается сформулировать ответы на следующие вопросы: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, что есть человек. Он создает свою фил теорию, кот назыв «Критикой чистого разума». Ее задачей он считает выявление общих законов, познавательной деят-ти чел разума. Философ предлагает выявить трансцендентальные (выходящие за пределы к-л опыта) законы познания. Кант рассматр проблему бытия самих. Ее сущность: природа вещей как бы распадается на 2 вида – вещи сами по себе, кот обладают внутр сущностью (они именуются «вещь в себе») и вещи, имеющие внешнее проявление (называются явлениями). Кант не сомневается в существовании пространства и времени, кот явл объективными атрибутами существования предметно–существенного мира. В результате чего само познание основывается на чувственном образе, так как вне опыта нельзя познать объективное существование вещей. Но опыт не дает знание о вещах. В связи с этой проблемой Кант приходит к мысли о том, что должны существовать какие-то доопытные формы как чувственного, так и теоретического познания. Такой образ мыслей приводит Канта к созданию учения «об априорных формах всякого познавательной деятельности».

 

13. Диалектическая философия Г.Гегеля. Гегель – крупнейший представ нем класс фил.его заслугой явл разработка диалектич метода. Гегелевская сист объективистского идеализма сост из 3 частей. В 1 ч (в «Науке логике») Гегель признает мировой дух (абсол идея) первичным; во 2 ч («Фил природы») идеалист учение о природе Гег счит втор; в 3 ч («Фил духа») абсол идея станов абсол духом.Гег развил глубокие мысли о движении, о переходе кол-ых изменений в кач и обратно, о противоречии как источнике развития, об отрицании. Он представил весь прир, истор и дух мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении. Разраб и сформул осн законы диалектики, но эта диалект не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории гег выводил не из природы и чел истории, а умозрительно, навязывая их природе и общ-ву в кач-ве законов мышления. Именно поэт Гегель высказывал абсурдн мысли, напр, о развитии прир в простр, а не во врем. Гегель признавал разумность мира («все действительное – разумно, все разумное – действит»). Гег имеет в виду, что разумен не рез-т развития, а само развит, включ в себя рез. Несовершенство мира, по Гег, д б преодолено разумом. Фил Гег оказала огромное воздействие на европ и мир философскую мысль.

 

14.Социальная философия марксизма. Марксизм возник в п пол 40х гг 19в под влиянием раб движ и естественнонаучн открытий. Гл.фил.идея - материалистическое понимание истории. Осн понятия и идеи: капитал, эксплуатация, прибавочная стоим, базис и надстройка, отчуждение, произв силы и отнош, общ-экон формация, естественноситор процесс, соц революция. Онтакже осущ-ланализ природы товара,в рез-те к-го была опред-на суть диалектики природного и соц.в вещи.Маркс показал, что в материальн вещах, кот выступают в кач-ве товаров, происходит «расщепление» природных и соц значений вещей. Товар в общ-ве сущ-ет и функц-ет по-разн. В «расщ» прир и соц качеств вещейпроявляется различие между природой и обществом. Были также прослежены истоки хар-к природного и общ.в товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ., объяснены причины этого феномена.Мысль М. о двойственности товара явилась глубочайшим методолог.прорывом в философии экономики.По сущ-ву,это методолог.ключ к учению о прибавочной стоимости. Маркс также убедительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти". Важное достиж маркс – учение о повторяемости истории, о наличии в ней объективных законов. Маркс также высказал идею о неизбежности наступления коммунизма и его победы во всем мире.

 

 

15.Становление и основные направления развития неклассической философии. Период в истории западноевр фил-ии с сер 19 до сер 20 вв назыв некласс. Этому периоду были свойствена критичность к чрезмерным «притязаниям разума», было присуще внимание ко внеразумным факторам и рацион анализ дорационального, внерационального в жизни чела и общ-ва. Соц причины некласс фил-ии: модернизация общ-ва, эк-ки, культ-ры. Сущ-ет 2 напрвления в развит некласс фил-ии: 1) направления, поддерживающие общие принципы рационалистической фил-ии. К этой группе могут быть отнесены все неоклассические школы: неокантианство, неогегльянство, марксизм и неомарксизм, а также след направления: структурализм, позитивизм, неопозитивизм и аналитическая философия, феноменология; 2) направления иррационалистического характера: "философия жизни", психоанализ, экзистенциализм.В рамках неклассической философии пересметриваются и дополняются прежние (класс) представления о рациональности. Если в класс фил-ии доминирующей характеристикой субъекта считалось мышление, то в некласс фил философы обащаются кволя, интуиция, бессознательное и т.д. Оснй пробл неклассфил-ии явлпробл сознания. Объективистская установкав некласс период окончательно теряет доверие со стороны больш-ва фил-в. Трактовки сознания, представленные в учениях этого периода, демонстрируют самые разнообразные взгляды на природу этого феномена.Осн представ: Ницше, Кьеркегор.

 

16. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). С сер.19в.в Еврсовершается целая серия "фил.революций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил Шоп в труде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться че­лом и как воля,и как представление.Воля-абсолют­ное начало всякого бытия,некая космич и биолог.сила,созидающая мир и чела.Чел является рабом воли, тк во всем служит не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела жить,каким бы бессмысленным ни было его существование. Чел имеет для воли лишь косвенное значение, тк служит средством для ее сохранения.У чела есть толь­ко один выход-погасить в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности людей,кот пере­стали быть рабами воли:святые и гении. По Ш.,гениальность- способность пре­бывать в чистом созерцании. Обыкнов чел не способен к созерца­нию подобного рода. Каждый чел располагает 3-мя высшими бла­гами жизни: здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты.Ш.1ым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма. Однако его рассуждения казались недостаточно убедительны­ми.Евр общ-во продолжало оптимистично смотреть вперед. 1 из ярч представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь рассматр как"волю к власти".Все жи­вое стремится к власти,неравенство сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борь­ба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирож­денной воли чела к власти. Гл. причину краха соврем. цивилизации Ниц видел в преобладании интеллекта над волей.Ницше выделяет 3 задачи познават проц:1.)Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е; 2)Не познавать предметы и вещи окруж.мира, а практически овладевать ими;3)Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заб­луждения.Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма, т.е.времени,когда христ.Бог утратил свою значимость для европ.куль-туры.Идеи Шопенгауэра, Ницше сильно повлияли на сам хар-р фил.рефлексии.

 

17.Исторические формы философии позитивизма. Позит (от лат "positivus" - положит)- фил направл, вкот подчеркивается ценность позитивного, научного знания по сравнению с идеологическими утопиями и фил умозрениями. 4 этапа развит позит: класс позит, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Класс позит: Основт позитив - фр фил Огюст Конт (1830-е гг.). по Конту, чел позн проходит 3 стадии: религиозную, метафизич и научн. Согл Конту, только конкретно-научное знание есть подлинной ценностью. Наука должна отказаться от поиска сущности, от объяснения, от поиска ответов на вопрос “почему” и должна заняться описанием явлений и процессов, отвечая на вопрос “как”. Характ черты: объективность, реальность, достоверность, точность, ограниченность, относительность, полезность. Эмпириокритицизм: возник в к19 - нач 20 вв. Представ: Мах и Авенариус. Махисты пытались свести фил-ию к теории познания, к анализу соотношения объекта и субъекта. Неопозитивизм: возник в 20 гг 20 в. Наиб влиятельная форма позит. Представ: Витгенштейн, Рассел, Уайтхед, Рейхенбах и др – представ точных наук. Внесли огр вкляд в развит мат-ки, логики, выдвинули программу очищения языка от неточных и двусмысл предложений. Все высказывания языка неопозитивисты разделили на 3 гр: бессмысленные, неосмысленные и осмысленные. Первые 2 гр подлежали исключению из языка, ибо были либо абсурдными, либо не поддавались опытной проверке. Осмысленные предложения сохранялись, тк допускали проверку на истинность или ложность. Неопиз был прокрустовым ложем для науки, тк многое «отсекал». Постпоз: возник в сер 50гг 20 в. Представ: Кун, Лакатос, Фейерабенд, Полани. Занимались анализом процессов развития научного знания. Стремились превратить фил в точную науку.

 

18.Философия постпозитивизма. Постпоз: возник в сер 50гг 20 в. Представ: Кун, Лакатос, Фейерабенд, Полани. Начало постпоз связывают с выходом работы Поппера «Логика научного открытия». В концепциях постпозитивистов меньше внимания уделяется проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозит. Его представ пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рацион включ в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и не верифицируемы. По Попперу, рост научного знания - пост переход от одних пробл к другим. Историцизм (направл в постпоз) видит главную задачу соц. наук в историческом предсказании. Поппер опровергает принцип историзма. Поппер рассмотрел2 типа общ-ва: открытое (демократичобщ-во) и закрытое (докапиталист и социалист общ-ва). В разработку постпозитивистской теории внес свой вклад Кун. По Куну,развитие науки зависима от способа деят-ти научного сообщества. Парадигма – сов-ть убеждений, ценностей и техн средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смена одной научной парадигмы другой - научн револ.

 

19.Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы. Экзистенциализм - ф-я существ-я. Пред-ли: Хейдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. ВГерм э. стал складываться после 1 мир войны. Э. поставили? о смысле жизни,о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исход.пункт фил. Э.-одинокий индивид, все интересы к-го сосредоточены на нем же самом, наего собственном существ-и. Для Э имеет зн-е только его собств сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом фил бытие. Утверждают: понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому фил не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств. бытие. Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому, он идет через наше существ-е. Но это сущ. нечто внутр и невыразимое в понятиях, тк мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Э- ф-я, ед.предмет кот. - преживание сущ-я. Способ бытия сущ-я- страх. Поск-ку всякое бытие возн. из бытия и не может превр в ничто, то для чел сущ-я не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чела-ничто. Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх. Свобода. Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть, он становится тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор. Свобода составляет само чел. сущ-е, чел и есть свобода. Своб - внутр состояние, переживание индивида. Своб. противопоставляется необход-ти. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию. Свобода- мучит. необход-ть. Характ. чертой чел. сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ. От чела не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть - способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн.мир - среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время-способы чел.сущ-я. Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности. Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено. Лич-сть и общ-во. Общ-во-всеобщая без-личная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в общ-ве. Но жизнь в общ-ве не истинна. В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

 

20. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Направл религ фил возникли при христианстве. Наиб известн - неотомизм и персонализм.Неотомизм-офиц.ф-я катол. церкви. Свойствены традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется новым традициям и провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Ф. Аквинского. Он разработал концепцию «гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры» хотя и«сверхразумны»,но не«противоразумны», т.е.допускают обоснования разума.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия.Персонализмсформировался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США (Брай-тмен), Фр(Мунье, Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить религиюс нек-ыми буржуазными гуманистическими ценностями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма.Исходный пункт-самосознающая чел.индивидуальность,к-ая во многом сходна с понятием«Я»в классическом субъективном идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу личности образует не разложимая на части цельность, а ее «абсолютная и суверенная самость»,кот проявляет себя в неограниченной свободе.Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная активность,способность к совершенствованию. Осознание челом своего ед-ва с др.людьмиимеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея Бога априори заложена в челе, так чтовсе док-ва его реального существования сводятся к уяснению,раскрытию и комментированию этой самоочевидной истины.

 

 

21. Современная философская герменевтика. Гермен - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).Гермен известна с античности и существует до сих пор в религ знании. Основат – Шлейкмахер. По Шл, реальность - текст, кот м б интерпретирован.Эта теория была развита и получила свое развитие в фил-ии жизни (Шопенгауэр, Ницше). Гермен превращается в методологию научного познания в учении Дельтея (основоположника академической философии жизни).Дельтей рассматривал Гермен как методологическую основу гуман. наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о прир, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают. Гадамер предполагал, что в основе чел познания лежит предрассудок. Осн его произвед - “Истина и метод”. Здесь он утверждает, что понимание обусловлено исторически определенным контекстом. Этот исторический контекст предст собой систему сложившихся стереотипов и предрассудков. Исследователь может уточнять, корректировать это предпонимание, но не может полностью освободится от него. Гаддамер утверждал, что в совр фил-ии центральное место получили проблемы языка. Кроме Гадамера совр гермен развивал Поль Риккер (французский философ 20 века) - интерпретация субъекта и проблема идентичности.Согласно герменевтике, культурный мир, окружающий чела, есть текст. В культурных текстах закадирована информация (Знак=означающее+означаемое).Чел «считывает» содержание с культ носителей.Гермен анализирует, как происходит понимание культ текстов: 1)особенности кодирования и раскодир смысла в текстах культуры; 2)Возможности и границы трансляции содержания сознания автора читателю. Понимание достигается в обеспечении слияния текста и человека с герм.круг.

 

 

22. Философия постмодернизма. Постмод сформиров в 70е гг20 в. Во 2 пол 20вгосподств массовая культура, мода, реклама, глобализацияи унификация, имело место смешение стилей, образов жизни, культур, религий и определяющая роль СМИ. Осн. представ: Бодрийяр, Лиотар, Деррида,Рорти. 1 из первых мыслителей фил-ии постмодерна явл французЛиотар.В своей книге «Состояние постмодерна» он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как реакцию на универсалистское видение мира в модернистской фил-ии, соц-ии, религиоведении, искусстве и т. д. Лиотар считает, что отличие постмодерн фил-ии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, кот представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в соц сфере.Пост-изм представленпостструктурализмом и прагматизмом.Амер фил-фРорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая фил-ия искажала личностное бытие чел-а, ибо лишала его творчества.В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической фил-ей, утверждая, что предметом философ.анализа д б социум и формы чел опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы собеседника.Постмодернист, франц фил-ф Деррида понимат бытие как присутствия. Он считает, что настоящего не существует: оно распадается на прошл и буд.Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования –философствование без субъекта. Фил-ия постмод. неоднородна, она не предполагает единой целью программы развития фил-ии. Культура понимается как система знаков. Язык владеет свом носителем, а не наоборот.Индивид находится внутри текста, поглощен им.Фил-ия постмодерна ставит под сомнение перспективу объект исследования. Эп постмод Бодрийяр называет эпохой гиперреальности, так как ее характеризует чувство утраты реальности. Гип-тьсост изсимулякр – знаков, не имеющих означаемого объекта в реальности.

 

 

23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.Зарожд. Бел фил-ии связано с образованием Киев руси. К этому врем возникли Полоцк и Туров.Христ-во играло важн роль, ткспособств-ло распростр-ю обр-ния, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию фил.мысли. В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники,рапростран произвед: «Сл о полку Игор», «П-ть врем лет».Выдающ.мыслителем был Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитанию, проявлял интереск логике и ораторскому искуству.В 14-16вв. форм-ся бел.народность со своим языком.Образ-ние бел.народности в этот период связано с влиянием эп Возрож-я.Распростр-ся работы по истории,праву,медицине, сочинения антич. авторов. Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина (первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист). Хар-но стремление к освобождению от традиций церковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу. Осн.девиз: «все для науки и блага простых людей».Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распрост




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Почти с самого момента возникновения философской мысли человек становится одной из центральных ее проблем | Законы диалектики. традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквин-

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия