Государственный строй Древнего КитаяВ китайских источниках не осталось достоверных сведений о переходе от родоплеменной организации общества к собственно государственной. Начальная исторически достоверная династия Шан-Инь уже была централизованным государством с сильной верховной властью. Создается впечатление, что Китай всегда был государством. Это объясняется тем, что уже за "первоначального" состояния Китай был большим управляемым обществом, и институт правителей возникает здесь очень рано. Всем легендарным "совершенномудрый" правителям Китая присущи магические ритуальные функции: они должны обеспечить благоприятный контакт с высшими силами, содействовать с помощью ритуалов гармонии среди людей и во всей Мироздании. Так, Сыма Цянь сообщал: "Хуан-ди (Желтый Император) упорядочил пять стихий, насадил пять видов злаков, успокоил народ, навел порядок в четырех частях мира "; Чжуан-Сюй" создавал богатства, сотрудничая с особенностями Земли, действовал, исходя из сезонов года, последовал духи людей и небесные духи, управлял стихиями... все большие и малые духи, все, что освещалось солнцем и эхом, смирилось и покорилось ему "; Гао-Синь" вычислял движение солнца и эха, распознавал духов и с уважением служил им ". В эпоху Шан-Инь правитель избирался в среде своего узкого клана (Ванцзя), разделенного на две экзогамные группы, связанные между собой брачными союзами (ситуация очень похожа на процедуру избрания (или утверждения) царя в Хеттское государство особыми сборами - паи-кусом). Наделение клана правителей магическими (а то есть и управленческими) функциями было типичным для древности явлением. Таким кланом правителей становился старший род (точнее, старшая дуально-Ролова группа), от которого отпочковывались новые младшие родовые группы. Нередко избранию предшествовало испытание того, кого выбирали. Так, легендарный Яо назначает своим преемником "простолюдина" Шуня только после ряда испытаний, в число которых входил поиск выхода из горного леса (напоминает обязательное ритуальное блуждания тайгой кандидата в шаманы у некоторых народов Сибири). Испытание должно подтвердить наличие у того, кого выбирали, той самой магической силы, которой должен обладать священный царь. Китай - Поднебесная империя. Его защищает безличностное Небо. "Проекция" Неба на квадратную (!) Землю составляет круг - это и есть Поднебесная - цивилизованный мир. Не охваченные проекцией Неба углы квадрата населенные варварскими народами, окружающих Поднебесную. Власть Неба на земле представлена Сыном Неба - императором. Как и во всех древних обществах, в Древнем Китае все общественную жизнь будет сакрализованное, в том числе публичная власть. Правитель - Ван выступает сначала в роли "священного царя". Управлять Поднебесной как «священным царем" правитель может лишь постольку, поскольку он наделен внутренней магической силой "Где", что дарится правителю Небом как вознаграждение за добродетели или присущая ему с начала в результате чудесного зачатия, в котором принимают участие неземные силы (китайский вариант непорочного зачатия). Так, основатель династии Хань - Лю Бан (селянин!) якобы родился от союза его матери и Небесного дракона. Реальный же отец Лю Бана Тай Гун ограничился при этом пассивной ролью христианского Иосифа. В этом случае дракон выступает как тотемный предок, дух-родоначальник племени. Происхождение правителя результате вмешательства неба отразилось в обязательном добавлении к титулу императора, начиная с эпохи Чжоу, термина "Тянь-цзы", то есть "Сын Неба". В легендах о "совершенномудрый" правителей говорится, что носителем магической силы могла быть любой человек, и правитель выбирал преемника из всех жителей страны: важно, чтобы претендент владел небесным мандатом - Тян мин. Если правитель почему-то терял силу где (по учению конфуцианства не отвечал морально-этическим критериям), Небо лишало его своей поддержки и выбирало нового правителя. Конечно, Небо в этом случае действовало или через клан правителей, или через народное восстание. Аргумент "небесного мандата" впервые было использовано чжоусцам как повод для свержения династии Шан-Инь. Начиная с эпохи Чжоу, в Китае устанавливается престолонаследия по принципу первородства: престол унаслидуеться старшим сыном. Но этот принцип утверждается не сразу. Принцип первородства в престолонаследии был закреплен в особой "Соглашении" императора Гао-цзу, основателя династии Хань, с представителями аристократии. Итак, в период Шан-Инь правитель выступает в ипостаси "священного царя". Период Чжоу привносит в этот культ шаманский и военный элементы. В период Чунь цю - "Весны и осени" - постепенно происходит десакрализация власти и возникает необходимость в новых ее обоснованиях. Эти обоснования были представлены учениями конфуцианства, даосизма и легизма.
|