Источники римского права. Периодизация истории римского права
· 1. Древнейший период (VI -- середина III вв. до н.э.)Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным.характером основных институтов. · 2. Классический период (середина III в. до н.э. --III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правовогоза и филигранной юридической техники. · 3. Постклассический период (IV--VI вв.). В этов связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестаетразвиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском правепериода связаны главным образом с его система-и постепенным приспособлением к формирую.новым феодальным отношениям, что уже в восточной части Римской империитии. · Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие обязательное значение. Римскому праву известны следующие виды источников: обычное право, законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. · Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте. · С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи – именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. В эпоху принципиата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разработано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). · При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание, разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон. Формулировка принятых законов распадалась на три части: надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызывавшие издание закона; содержание самого закона; санкция, которая содержала гарантии соблюдения закона.
|