Студопедия — Ораторское искусство Древней Руси
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ораторское искусство Древней Руси






 

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - началеXI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров. Творчество таких замечательных византийских ораторов, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и других, оказало большое влияние на развитие южнославянского красноречия, на вдохновенные речи Константина Философа,Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского. Киевская Русь, по существу, явилась наследницей греко-славянской риторической традиции.

Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы отчетливо проявляются триее характерные черты:

во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, несмотря на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики,стать ближе к современности, к истории своего народа;

во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок;

в-третьих, поскольку на Руси практика устного публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает,что ораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".

Таким образом, древнерусское красноречие, оставаясь в общем русле византийско-славянской традиции, является при этом шагом вперед в литературном развитии стран, близких между собой в вопросах государственного устройства, идеологии, культуры.

В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности: красноречие дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждому из них соответствуют свои тематика, язык, художественные средства. Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников.В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т.д. Таким образом,ораторы ставили перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств и идеалов гражданского служения. Памятники панегирического красноречия были приурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству собора и т.д. В пределах избранной темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти произведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичь глубину идеи, оценить искусство мастера в разработке темы, насладиться красотой стиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением сложных тирад,синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к игре однокоренными словами,вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованием всевозможных тропов.

Классификация жанров древнерусскою красноречия сложна, но наиболее распространенными были поучение (для дидактических сочинений) и слово (торжественное красноречие). Последнее характеризуется следующими жанровыми особенностями:

слово в своей основе публицистично, его главные функции - воздействовать на общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;

автор слова - своеобразный "печальник Русской земли",понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных"малости", "худости", "недостоинства" - традиционно христианского выражения скромности - не может молчать, видя "великие настроения века сего" пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и "сильных мира сего";

церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываются лишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание;так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи,сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.

Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречия были митрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.

О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству"Повести временных лет" в 1051 г, великий киевский князь Ярослав Мудрый и собор русских епископов поставили Илариона, "русского родом", в митрополиты. Это решение можно считать первым шагом к освобождению Русской церкви от административного влияния церкви Византийской" до того регулярно присылавшей на Русь своих митрополитов. К этому времени уже было создано "Слово о Законе и Благодати" (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита скудны. Известно лишь, что в 1055 г. на это место вновь назначен грек по имени Ефрем, о судьбе же Илариона никогда и нигде более не говорится.

"Слово о Законе и Благодати" (торжественное красноречие)достойностать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства.Митрополит, следуя правилам греко-славянского красноречия в области формы, композиции,поэтических средств, показал себя оригинальным мыслителем. Его произведение - это своего рода политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русской земли, это стройное развитие единой патриотической концепции - независимости Руси от Византии, ее равноправия со всеми христианскими странами. Например, рассказывая о принятии русским народом учения Христа, Иларион ни словом не упоминает о том,что было это сделано под непосредственным влиянием Византии. Наоборот, он утверждает,что Русь по собственному желанию стала христианской страной и не нуждается нив чьей религиозной опеке: " Все страны благой Бог наш помиловал и нас не отверг. Возжелал - и спас нас, и в понимание истины привел";.

В "Слове" воздается хвала Владимиру Святославовичу("Радуйся, во владыках апостол,не мертвых телом воскресил, но нас,душою мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобой приблизились к богу и Христа - жизнь вечную - познали"), его сыну - Ярославу Мудрому,продолжившему дело отца, его славным делам, благовествующим о будущем,еще большем величин Русской земли. В заключительной части "Слова" похвала переносится на конкретно-историческое событие - завершение постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

В "Слове о Законе и Благодати" можно найти, пожалуй,все приёмы красноречия, к которым прибегали выдающиеся ораторы древности (метафоры,антитезы, повторы, риторические восклицания и вопросы). Есть в "Слове"и примеры ритмической организации речи: "То, что слышал ты, досточтимый,не для молвы оставил сказанное, не делом свершил: просящим подавая, падших одевая,голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая.";.Много в "Слове" цитат из Ветхого и Нового Заветов. Язык этого произведения- книжный. Как отмечал сам Иларион, произведение это не для несведущих, а для"насытившихся сладостями книжными".

Если митрополит Иларион мог позволить себе обращаться к слушателям со словами "преизрядно украшенными", то у его современника новгородского проповедника Луки Жидяты была иная аудитория. Проповедовал он в Новгороде- северном крае, где всегда с подозрением относились к словесным изыскам, характерным для Южной Руси. Летописные сведения о нем скупы. Доподлинно известно, что в 1034 г. Ярослав Мудрый возвел Луку на епископскую кафедру Новгорода, а 1034 г. по ложному доносу он был осужден преемником Илариона митрополитом Киевским Ефремоми три года содержался в Киеве, после чего был оправдан. Умер Лука Жидята в 1060 г.

Единственное дошедшее до нас произведение этого оратора -"Поучение к братии" - первое собственно русское произведение дидактического(учительского) красноречия. Для него характерна простота языка, строгость образов: " Не ленитесь в церковь ходить к заутрене, и к обедне, и к вечерне; и в своей клети прежде Богу поклонитесь, а потом уже спать ложитесь. В церкви стойте со страхом Божиим, не разговаривайте, не думайте ни о чем другом, по молите Бога всею мыслию,да отдаст он вам грехи. Любовь имейте ко всякому человеку, и больше к братии, и не будь у вас одно на сердце, а другое на устах, не рой брату яму, чтобы Бог тебя не вверг в худшую". В "Поучении" нет места отвлеченным философским высказываниям, стилистическим красотам. Лука хорошо чувствовал своих слушателей и понимал, что утонченные обороты способны лишь затемнить для этих людей истинный смысл евангельских истин.

Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в.Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Известно, что Кирилл,сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь занимался чтением и толкованием христианских книг. Слава о нем шла по всей Туровской земле. По предложению князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом в Турове.

Со времени крещения Руси прошло более ста лет. " Властители мира сего и люди, погрязшие в житейских делах, прилежно требуют книжного поучениям,- писал Кирилл Туровский. В то время многих верующих уже не удовлетворяло простое толкование текстов Священного Писания: они хотели получать от искусства проповедника удовольствие. Хотели слушать проповеди, составленные по всем правилам ораторского мастерства. И этим требованиям в полной мере отвечали речи Кирилла Туровского. Кирилл Туровский является автором "Притчи о душе и теле", "Повести о белоризце и мнишестве", "Сказания о чернородском чине", восьми слов на церковные праздники, тридцати молитв и двух канонов (песнопений в честь святых). Ритмичность и плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми оборотами и изысканными сравнениями,образы, красочные, абстрактные и одновременно зримые, почти реально осязаемые, риторическая амплификация (тема словесно варьируется, развивается во всех своих смысловых и эмоциональных оттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в результате она приобретает форму замкнутого в стилистическом отношении фрагмента - риторической тирады) - таковы стилистичские черты произведений Кирилла. Вот как, например, утверждал Кирилл Туровский важность духовных ценностей: " Сладки медвяные соты, и сахар- доброе дело, но добрее обоих книжный разум, ибо это сокровище вечной жизни";.Если золотая цепь, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, радует глаз и сердце видящих ее, то тем более приятна " духовная красота, праздники святые,веселящие верные сердца и души освещающие";.

Замечено, что картины природы у Кирилла Туровского складываются в определенную систему символов: весеннее обновление - Воскресение Христово, ветры- греховные помыслы, песни - цветы, которые святую Церковь украшают. Таким образом,жизнь природы наполняется высоким духовным смыслом.

Обращает на себя внимание и такая особенность творчества Кирилла,как смелое объединение в одно художественное целое элементов двух культур - византийской и русской народной; двух поэтических систем - высокой риторики и устного творчества;двух языковых стихий - церковнославянской и русской. Так, в "Слове об артосе"описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам(весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т.д.) близко к народным"веснянкам". Сопоставление ветхозаветных и новозаветных образов напоминает в "Словах" Кирилла фольклорный параллелизм, при котором толкование сложных христианских понятий переводится на народно-поэтический язык. Туровский епископ добавляет новые подробности к жизни Христа - в духе народных сказок представляет его скользящим по морю, ступающим по воздуху. С трагическими нотами русских народных причитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в "Слове об Иосифе".

Таким образом, опираясь на византийскую и русскую народную традицию,Кирилл Туровский создал свой неповторимый и оригинальный стиль, эстетическая значимость которого сопоставима со "Словом о полку Игореве". Современники именовали Кирилла, "Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси", Видимо, не позднееXII в. он был причислен к лику святых, и не последнюю роль в этом сыграло его ораторское мастерство.

Итак, эпоха средневековья дала миру таких великих проповедников,как Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Талант и мастерство этих представителей духовного красноречия дают право поставить их в один ряд с величайшими ораторами античности - Демосфеном и Цицероном.

 

11.Развитие российской риторики. Неориторика.

 

Кратко об истории риторики в России.

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.

Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания. В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, ветия, ветийство, хитростное глаголание. Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось самое серьёзное внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.

До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость отрицало язычество. Вместе с принятием христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного» был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики.

В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.

В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560). Переводчик, предположительно вологодский митрополит Макарий, даёт обоснование риторике: обучение «добрословию» является одним из путей к достижению правильной и полезной жизни. С развитием просвещения появилось множество учебников риторики на латинском или церковнославянском языках.

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – «Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор».

Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.

По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала 11 изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить».

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике в нашей стране возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.

Термин «неориторика». Основы зарождения и развития

Неориторика (пер.- новая риторика) - это, прежде всего, направление в риторике, которая начала активно развиваться только со второй половины двадцатого века. Также этот тип риторики является одной из теорий в философии и филологии.

Основу для зарождения неориторики положил Бахтин М.М., выдвинув свою теорию диалога, которая в наиболее содержательной форме объяснила понятие риторики литературного произведения. Первым реальным основателем самого движения стал профессор Брюссельского университета Х.Перельман, дав ей термин и обозначив ее не иначе, как теория аргументации или логика неформального суждения, в основе которой лежит теория убеждения. Это была попытка Перельмана вывести риторику на совершенно новый, научный уровень со своими правилами, закономерностями, строгими законами. Неориторика - дисциплина, ориентирующаяся, прежде всего, на практическую деятельность, что особенно актуально для современных исследований, направленных на изучение прагматической стороны языка: «Реально влиятельной неориторику делает практическая ценность ее результатов: как теория аргументации она вооружает техникой изобретения и анализа публичной речи». Неориторика тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами, заинтересованными в разработке проблемы общественной роли языка: «…неориторика предстает, как исследование семантики прозаических текстов в их социальном и идеологическом окружении» [Волков 1987: 47]. Поэтому данный раздел риторики еще нередко называют «литературной», так как очень она применяется при исследовании целесообразности, осмысленности, ценности какого-либо литературного творчества. Особо ярко такая практика проявилась с приходом цензуры в СССР.

В эпоху неориторики активно развивается изучение истории и разработка теории предмета. В США риторикой занимаются, в основном, филологи-классики или медиевисты. Здесь можно выделить работы таких исследователей, как К.Р. Уоллес, В.С. Холуэлл, Р. Мак-Кеон, Б. Вейберг, Д.Л. Кларк.

В 1957г Кларк пишет труд «Риторика в системе Греко-римского образования», где говорит об актуальности риторических исследований в наше время, которое является эпохой СМИ, и, следовательно, делает произнесенное слово особенно важным.

В дальнейшем многие исследователи будут говорить о большом значении риторики в информационном обществе. В частности, об этом пишут такие российские исследователи, как Ю.В. Рождественский или В.И. Аннушкин, который подчеркивает широту и многоплановость дисциплины в ее современном состоянии: «Современная риторика - учение о речевых коммуникациях развитого информационного общества. Современная риторика обращена ко всем родам, видам и жанрам речи, и прежде всего к массовой информации» [Аннушкин 2000: 8].

В Европе историко-филологические исследования риторики ведутся практически во всех странах. Собственные школы неориторики сложились в Германии, Италии, Франции и др. странах. Особенно значимыми являются риторические исследования в Германии, которые отличаются своей фундаментальностью, разработанностью и многоплановостью.

Неориторика в Германии развивается очень продуктивно благодаря наличию высокого общего уровня немецкой филологической традиции. Фундаментальный труд «Руководство по литературной риторике» Г. Лаусберга является лучшей работой в этом направлении на всей территории Европы и США. Работа Г.Ф. Плетта «Введение в риторический анализ текста» исследует лингвистику и стилистику текста, а также уделяет большое внимание истории предмета.

Кроме того, в Германии интенсивно разрабатывалась теория топики и аргументации. Был издан двухтомный труд «Исследование топосов». В 1983г появляется библиографический указатель по риторике, топике и аргументации. Аргументация теснейшим образом связывается с лингвистикой текста. В данной дисциплине существует представление о двух уровнях в тексте: синтагматического - связность и прагматического - модальность.

На исследованиях Г. Лаусберга следует остановиться подробнее, так как они представляют большой интерес для интерпретации сущности предмета риторики. Его фундаментальный труд, изданный в 1960г, вместил в себя огромное количество фактического материала, позволившего включиться в изучение различных аспектов риторической науки широкому кругу исследователей, что подтверждается большим количеством публикаций по риторике, появившимся после 1960-го года [См.: Александрова 1987: 70]. Исследование Лаусберга дало мощный толчок разработке теории предмета, находившегося до того момента в состоянии застоя: риторика и элоквенция часто воспринимались как синонимы. Этот факт может рассматриваться как результат кризиса риторики, о котором было сказано выше.

Также большую роль сыграли в развитии неориторики труды итальянских, французских и, конечно же, русских исследователей в этой области.

 

2. Отличия и совпадения неориторики с классической

Интересно отметить, что новая риторика стала одновременно инновационным направлением, так и частично поддерживала некоторые консерваторские взгляды, несмотря на то, что она всячески пыталась от них отстраниться. Но в итоге приверженцам данного типа ораторского искусства пришлось признать, что они основывались на античной риторике.

Новизна заключалась в синтезе учений: теории коммуникации, психолингвистики, теории текста и других гуманитарных наук. Это позволило оценивать достоверность и правдивость не только того, что исходит из уст человека, но и то что он пишет. Огромную роль в неориторике играет новая отрасль языкознания - лингвистика текста, его синтаксис (изучает построение текста, его компонентов, логические, лексические, грамматические связи внутри этих компонентов). Эта новая теория используется для анализа и оценки готового текста, для составления и совершенствования (редактирования) нового текста на разных этапах его подготовки. Именно поэтому, в некоторых трактовках термин неориторика является синонимом термина прагматика, которым именуется современная отрасль лингвистики, исследующая речевое общение.

Другой инновацией является введение понятия «ценность» в искусстве речи. Эта категория стала философической универсальной единицей, классифицирующей явления деятельности или абстрактные понятия о человеческом сознании. То есть, помимо введения измерительных единиц, она пытается психологию и риторику преобразовать вместе, чтобы дать ей как психоаналитическое исследование, так и смысловое понимание речи и литературы.

В аргументации тоже были изменения. Аргумент создается благодаря основному семантическому свойству слов - иметь помимо значения (т.е. прямого словарного толкования) определенный смысл или набор смыслов, существующих в сознании говорящего как некие коннотации.

Таким образом, в сознании слушателя в процессе восприятия аргументации может произойти изменение структуры исходных понятий. Конечная цель аргументации - присоединение аудитории к мнению оратора, то есть к его видению данной проблемы, согласия с ним. Другими словами, оратор более не преследовал своей целью привести больше убедительных с логической и смысловой точки зрения, а убедить их в правоте их суждения и философии при помощи смысловой или же словесной перегрузки. Семантика задействованных языковых единиц - это только один из уровней исследования риторического аргумента. Дело в том, что языковые единицы не существуют в рамках риторического аргумента сами по себе, а входят в состав синтаксических конструкций. Посылки умозаключения связаны между собой посредством среднего члена и с положением (выводом) посредством крайних членов; положение среднего и крайних членов умозаключения определяется законами логики» [Волков 2009: 229]. «Средний» и «крайние члены» - термины классической логики. Можно сказать, что логика организует риторический аргумент на двух уровнях: семантическом (языковые единицы с их семантикой создают синтаксическую конструкцию) и синтаксическом (синтаксические конструкции создают развернутое высказывание - аргумент). Таким образом, именно логика создает внутреннюю структуру риторического аргумента, сводя или разъединяя семантические понятия, которые должны повлиять на модель мира слушающего. Семантика понятий как бы второй слой аргумента. Третий слой - те или иные этические или аксиологические категории, т.е. это уже относится к области философии. Автор для большего воздействия использует сильные, зачастую пафосные слова, эпитеты, литературные фразы и цитаты.

Из этого следует, что неориторика агрессивнее воздействует на слушателя, нежели классическая, стараясь на досознательном уровне обмануть его и заполучить доверие. Эта новая черта особенно характерна для начала двадцатого века, когда в Европе начали появляться тоталитарные и фашистские режимы.

В целом, в неориторике соединяются как бы две риторики:

· риторика межличностного общения, опирающаяся на идеи сотрудничества и принципы вежливости;

· риторика текста, оперирующая такими принципами, как уместность, ясность, точность и выразительность речи.

Аналогия с классической риторикой еще заключается в преемственности по отношению к античной риторике, в которой описана целостная программа создания текста -- от возникновения идеи и до его произнесения. Неориторика придерживается, в целом, логических закономерностей классической риторики, и основывается на ее базовых принципах и понятиях.

С другой стороны, в той же аргументации часто приводятся ссылки на базовые человеческие ценности и на прошлое говорят о консерватизме в некоторых вопросах в данном контексте.

 

12. Вербальные (словесные) средства общения

 

Характеристика вербального общения

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники хотят сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Мы рассмотрим подробнее жесты (под которыми будем подразумевать в том числе и элементы позы - например, то, как человек сидит). Владение языком жестов позволяет безошибочно читать собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это важно как при общении с родственниками, друзьями, сексуальным партнером - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Узнав больше о том, что чувствует собеседник, по его жестам, важно выбрать правильную стратегию поведения.[6]

Разновидности вербального общения

Рассмотрим основные формы делового общения:

- деловая беседа – это передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:

- взаимное общение работников из одной деловой сферы;

- совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку идей и замыслов;

- контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

- стимулирование деловой активности и проч.

Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

· Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

· Спор - столкновение мнений, разногласия по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон осваивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссий и проч.

· Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем групповой специалистов.

· Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

· Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

Письма, исходящие из вышестоящих организаций, содержат, как правило, указания, уведомления, напоминания, разъяснения, запросы. Подведомственные организации направляют вышестоящим сообщения, запросы. Организации обмениваются письмами, содержащими просьбы, предложения, подтверждения, извещения, сообщения и проч.

Переписка как вид делового общения делится на собственно деловую и часто – официальную:

Деловое общение – это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другой. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица. К такой корреспонденции относятся коммерческие, дипломатические письма и др.

Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации частному лицу. Деловая переписка сохраняет настоящее время ряд этических и этикетных норм и правил, которые ограничивают ее канцелярский характер.

· Телефонные переговоры.

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используется такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям – их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности.

Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег к работе. Критика должна быть объективной (т.е. вызываться негативными поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу.

Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основные этическое требование к наказаниям их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

Письменная речь.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическо







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 4307. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия