Про материю
Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объект реальности. Сущ мн-во опр-ий этой фил категории, в качестве исходного: Материя — это объект реал-сть, сущ независимо от чел сознания и отображаемая им. На пути своего форм-ния понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отожд с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя отожд с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объект реальностью (В. И. Ленин). В фил понимании категории «материя» можно выделить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в опр мере) в «снятом» виде содержит указ ее трактовки. Это так наз субстанциально-аксиологич представление о материи, которое берет свое начв сер нашего века. На разн этапах разв научн познания сущ разл модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах). Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна. Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо, несотворимо. Через опр изменения возн и опр формы движения материи. Из неорг материи возн жизнь, а развитие орг-мов ведет к развитию чел общ-ва. 1.Источ движ и самодвиж в самой материи, в её внутр противоречиях. 2. Движ, как и материя, многообр, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3.В слож структ и образованиях формы движения материи есть синтез мн-ва форм движ материи. Формы движ материи: физя, хим, биол, соц.
Классификация Канта: 1) Принцип от прост к слож. 2) Специфий матер носитель движения. 3) Специф законом-ти, присущие той или иной форме движ материи. 4) Высшая форма движения материи вкл в себя низшую, но к ней не сводится. 5) Границы между формами движения материи носят не абс, а отн характер. Одна форма материи плавно переходит в др. На стыке этих форм могут появиться новые науки. Св-ва пространства и вр: 1) Возн от многочисл конкр состояний матерх отношений (пр-ва) и мерой их изменений (время). 2) Пространство связано с протяженностью предметов, объектов. 3) Под пространством мы понимаем матер структуру предметов, объектов, систем матери мира, их протяженность. Также под ним мы понимаем состояние отношений матер тел друг к другу и кривые их движения, которые дают качественную определенность движущимся объектам. 4) Время – это длительность существующего объекта, смена его состояний. ОБЩЕЕ: 1) Носят объект хар-р. 2) Движ материи всегда нах-ся в про-ве и времени. 3) Пр-во, время и движ материя неотделимы. РАЗНОЕ: 1) Пр-во трехмерно, время одномерно. 2) Пр-во обратимо, время нет (прошлое®будущее). 3) Пр-во и время носят относит хар-ер, так как зависят от сост и движения материи. 4) Пр-во не может выстнезависимо от времени, а время от пр-ва. Форма существующей материи: пространство-время Þ мир выступает в 4-х мерном измерении.
31. Основные категории диалектики и их роль в познании. Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства. Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.
№32. ПОЗНАНИЕ, процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы. Познание по Платону есть анамнесис — припоминание, воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Процесс познания и роль наук в нем. Граждане государства получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое (система умственного, эстетического, нравственного воспитания), а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению сверхсущего блага, и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. Философия П. – это познание Бога. Девиз П. – познай себя. В мире умопостигаемого Платон выделяет область умопостигаемых предметов, которые ищет душа с помощью полученных в мире чувств образов, двигаясь при этом не к началу, а к следствиям умопостигаемого; и - область, которую душа исследует, восходя от предпосылки к беспредпосылочному началу. Эти четыре области постигаемого строго соответствуют у Платона четырем видам познавательной деятельности души - разуму, рассудку, вере и уподоблению.
33. Рациональное познание и его формы. Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом. Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. Понятия, мышление, рационализм
Чувственное познание и его формы. Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ. Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чув-ств деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые, функционир в рамках этой целостности элементы ч позн. Ощущения, восприятие, Эмоции, Чувства
|