Контрольная работа. Тема: «Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья»
Тема: «Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья»
Выполнила: Студентки факультета ФНО Бакалавр менеджмента Мартынова Елена Сергеевна 100.16/120426
Проверил: доцент кафедры " Теории и истории экономики" А.А. Давыдова
Липецк, 2013
План: 1. Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейшие представители. 2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии. 3. Основной метод бихевиоризма
1.основные направления западной психологии ХХ в и их виднейшие представители.
Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории,ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им. Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевириста объектом изучения является поведение, для христианского психолога - живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.[5] В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии – трансперсональная психология. Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение. Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.[3] Первоначальная схема Дж. Уотсона была усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез когнитивной карты мира и многое другое. Но общий подход бихевиоризма к человеку как к животному, отличающемуся словесным поведением, остался неизменным. Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный З. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую культуру общие понятия «психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и многое другое.[1] Заслуга З. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из двух частей – сознательной, бессознательной и поменял их местами: бессознательное стало центральным компонентом психики, над которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт. Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961). Она основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода - не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научиться им пользоваться.[4] С точки зрения трансперсональной психологии, человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы – с телесным «Я» и хилотропным (то есть связанным с материальной структурой мозга) сознанием. Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии
Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. [7]
|