Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард
Предмет изучения: 1) Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». 2) Осуществление самого себя. 3) Сознание собственного достоинства. 4) Социальные потребности. 5)Потребности в надежности. 6) Этапы деградации личности. 7) Поиск смысла жизни. 8) Физиологические основные потребности. 9)Непригодность исследования животных для понимания человека.[7] Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.[6] Из этого видно что гуманистическая ориентация А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла ярко выражена, т.к. гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения, что и прослеживается в их работах. Сопоставим основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма: Теоретические положения гуманистической психологии: - человек целостен - Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи - Главной психологической реальностью являются переживания человека - Человеческая жизнь - целостный процесс - Человек открыт к самореализации - Человек не детерминирован только внешними ситуациями Теоретические положения бихевиоризма: - Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. - Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора; 4) выучивается путем упражнения.[7] - Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: 1) закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. 2) закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. 3) закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. 4) закон эффекта - из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится преобладающей только та, которая сопровождается положительными эмоциями.[8] - Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Сопоставляя основные положения этих двух направлений мы видим полное расхождение во взглядах. Представители бихевиоризма смотрели на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов. А гуманистическая психология признает своим главным предметом личность и рассматривает ее как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Приоритет личности в гуманистической психологии обусловлен отчасти политическим положением в стане на тот момент. Политические воззрения гуманистов были основаны на вере в могущество отдельной личности, ее способности установить справедливые общественные порядки. Политические трактаты гуманистов положили основание политике как искусству и науке управления. Борьба гуманистов против сословных различий, за приоритет индивидуальных достоинств личности, представляет собой первую попытку обоснования политического равенства. Гуманистический подход настолько далеко ушел от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека, что появились претензии, главная из них, предъявляемая гуманистам, — в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.
3. Основной метод бихевиоризма Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, в бихевиоризме игнорируются. В бихевиоризме предметом изучения являются: - Изучение не сознания, а поведения человека. - Личность – все то чем обладает индивид. - Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.[7] Как и у любого направления в бихевиоризме были свои плюсы и минусы, которые можно отразить в таблице:
Более кратко это выглядит так: - заслуги бихевиоризма следующие: 1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону; 2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов; 3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и т.д.; 4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.[11] - недостатки бихевиоризма: 1) Недоучет сложности психической деятельности 2) Игнорирование процессов сознания 3) Перенос результатов исследования животных на человека 4) Негуманные эксперименты 5) Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)[10] Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма. Главный представитель этого направления - К.Л.Халл, проводивший много исследований для уточнения схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. Это привело к преобразованию его в необихевиоризм. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. На основе его теории оперантного обусловливания возникли специальные психотерапевтические техники, основанные преимущественно на внутренних психологических процессах (Х.Ю.Айзенк, Вольпе). В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Также идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения[12]
Используемые источники
1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994. 2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Академия, 1998. 3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996. 4. http://www.openreality.ru 5. http://www.grandars.ru 6. http://www.bibliofond.ru 7. http://azps.ru 8. http://fictionbook.ru 9. http://www.vashpsixolog.ru 10. http://student.zoomru.ru 11. http://5ballov.qip.ru 12. http://www.syntone.ru
|